ТАШКЕНТ, 10 окт — Sputnik, Антон Курилкин. С 10 октября 2006 года начала работу социальная сеть "ВКонтакте". К 2016 году vk.com стал четвертым сайтом в мире по посещаемости. Однако в Узбекистане гораздо популярнее оказалась социальная сеть "Одноклассники", обошедшая "ВКонтакте" в десятки раз по количеству пользователей. В предпочтениях узбекских пользователей решил разобраться Sputnik Узбекистан.
Тройка лидеров
На первом месте по популярности в Узбекистане — соцсеть "Одноклассники". С момента запуска проекта в марте 2006 года на сайте зарегистрированы 12 миллионов узбекистанцев, то есть почти все интернет-пользователи страны.
Как объяснил генеральный директор агентства медиакоммуникаций "Апрель" Всеволод Шеховцев, такая разница объясняется разными стратегиями развития сайтов. И "ВКонтакте", и "Одноклассники" принадлежат одному владельцу — российской компании Mail.ru Group, которая выбрала разные стратегии для продвижения своих сайтов.
"Mail.ru активно пытается расти именно в странах СНГ, а "ВКонтакте" развивается во внутреннюю российскую аудиторию. "Одноклассники" не пытаются конкурировать на внутреннем рынке и ищут новую аудиторию. По сути, это два продукта одного владельца с разными стратегиями продвижения", — пояснил Шеховцев.
Например, для Узбекистана в 2012 году "Одноклассники" запустили локализованное мобильное приложение, так как большая часть пользователей в стране выходит в Интернет через мобильные телефоны. Это также дало прирост в аудитории и повысило лояльность к этому сервису.
На третьем месте по популярности — американская соцсеть Facebook, в которой зарегистрировалось 520 000 узбекистанцев.
Национальные сети не в почете
Проблема развития национальных соцсетей, по мнению Шеховцева, упирается в наличие сильных конкурентов.
"У них [VK, Одноклассники, Facebook. — Прим. редакции] изначально была лучше IT-инфраструктура, и они пришли на этот рынок первыми. Такая же ситуация была с европейскими соцсетями — их поглотил Facebook, так как они не смогли конкурировать ни в плане удобства использования, ни в плане уникальности. Так же и социальные сети в странах СНГ — они не могут предложить пользователям ничего нового", — подчеркнул эксперт.
К тому же, в последнее время наметился тренд на падение популярности социальных сетей, на место которых приходят мессенджеры — например, Telegram или Snapchat. Все это ставит под сомнение возможность создания большой национальной социальной сети в Узбекистане.