ТАШКЕНТ, 12 окт — Sputnik, Антон Курилкин. Согласно данным опроса, 29% респондентов хотят ограничить проживание на территории России выходцев из среднеазиатских республик, 34% насторожено относятся к выходцам с Кавказа, 24% — к китайцам и 19% — к представителям Вьетнама.
При этом идею "Россия для русских" разделяет более половины участников опроса. В то же время зафиксировано падение интереса к данной теме — если в августе 2015 года ответ "меня это не интересует" дали 16% опрошенных, то в 2016 году так ответил каждый пятый респондент.
Доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Андрей Зверев отметил, что сейчас показатели этнофобии возвращаются к докризисным результатам. Рост ксенофобских настроений в стране в 2012-2013 году был связан, прежде всего, с внутриполитическими процессами в России.
"Скорее всего, общий рост ксенофобии в России был связан с происходившими в стране событиями. Если до 2011 года общество было достаточно консолидированным, то в 2012-2013 году началась сегментация общества по социально-экономическим и политическим взглядам, что привело к протестной политической активности, имевшей выражение в том числе в росте ксенофобских настроений", — объяснил политолог.
"После Крыма фактор этнической идентификации ослабел за счет усиления внутренней мобилизации, вызванной актуализацией образа внешнего врага", — пояснил Зверев.
Кроме того, заметил эксперт, существенно усилилась деятельность государства, которое стало давать правовую оценку беспорядкам на национальной почве, работать с диаспорами и заниматься патриотическим воспитанием молодежи.
Сторонников запретительных мер стало меньше.
В исследовании также отмечается падение уровня поддержи идеи ограничения миграции в страну. Если в марте 2016 года этот показатель достиг рекордного за годы наблюдения показателя в 80%, то в августе он опустился до 66%. Как отмечают аналитики Левада-центра, аномальный рост поддержки ограничительных мер связан с миграционным кризисом в Европе.
По словам Зверева, падение уровня поддержки запретительных мер связано с миграционными процессами в мире.
"После украинских событий в Россию хлынул поток мигрантов из Украины, которые заменили уехавших из-за экономического кризиса в стране мигрантов из Средней Азии. Свою роль сыграл и миграционный кризис в Европе — люди увидели, что приезжающие в Россию мигранты не выдвигают требований и не ставят условий, а работают", — отметил эксперт.
С ним согласен и президент Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев (ВКУУ) Ибрагим Худайбердиев:
Решить проблемы высокого уровня поддержки введения иммиграционных барьеров, по мнению Худайбердиева, можно при помощи межгосударственного сотрудничества и идеологической работы:
"В первую очередь должно четко работать межправительственное соглашение о трудовой миграции между странами. Государственные структуры как в Узбекистане, так и в России должны быть заинтересованы в работе. К тому же, нужно усилить идеологическую работу — те люди, которые приезжают в Россию, должны восприниматься как люди труда", — уверен глава ВКУУ.
В девяностые годы работа с молодежью не проводилась, из-за чего, по мнению эксперта, повысилось негативное восприятие мигрантов, отчего многие молодые люди сегодня негативно воспринимают многие процессы в обществе.
Несмотря на негативное отношение части россиян к мигрантам, абсолютное большинство граждан РФ не отмечают ни напряженности в межэтнических настроениях (79% опрошенных), ни возможности кровопролитных столкновений (84% респондентов).