ТАШКЕНТ, 21 окт — Sputnik. Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) заявило о планах направить в Узбекистан полноценную миссию по наблюдению за предстоящими выборами президента Узбекистана.
Ранее бюро, наблюдая за парламентскими и президентскими выборами в стране с 1999 года, направляло только ограниченные миссии. Информацию о направлении полноценной миссии БДИПЧ ОБСЕ опубликовало в своем отчете, который был подготовлен по результатам недавнего посещения страны экспертами этой организации.
С 11 по 14 октября этого года Узбекистан посетила Миссия по оценке потребностей (МОП) в составе руководителя департамента по выборам БДИПЧ ОБСЕ Александра Шлыка и советника этого департамента Ульви Ахундлу для оценки предвыборной обстановки и хода подготовки к выборам, знакомства с организацией работы избирательных комиссий, органов государственной власти, имеющих отношение к проведению выборов, деятельностью политических партий и СМИ в предвыборном процессе, а также анализа соответствия национального избирательного законодательства общепризнанным международным стандартам.
Подчеркивается, что согласно требованиям Конституции Узбекистана Центральная избирательная комиссия объявила о начале избирательной кампании по выборам президента страны 9 сентября текущего года. В полном соответствии с Законом "О выборах Президента Республики Узбекистан" с учетом трехмесячного периода для проведения предвыборных мероприятий определен день голосования — 4 декабря 2016 года.
Эксперты БДИПЧ оценили утверждение ЦИКом Программы основных мероприятий по подготовке и проведению выборов президента Республики Узбекистан, которая обеспечивает проведение всех этапов избирательной кампании в установленные законом сроки и порядке.
Отмечено упрощение методических рекомендаций для членов избирательных комиссий по оснащению и организации избирательных участков. В отчете отдельно подчеркивается, что ЦИК пересмотрела акты, конкретно уточняющие процедуру составления списков избирателей.
— уменьшение необходимого количества подписей для выдвижения в кандидаты в президенты (с 5% до 1%), облегчающего участие политических партий в выборах;
— закрепление норм о понятии предвыборной агитации, видах, формах и методах ее проведения;
— создание избирательных участков в местах предварительного содержания под стражей, упорядочение процедуры голосования;
— возможность включения в список избирателей по месту временного проживания;
— определение сроков, порядка и процедур проведения досрочного голосования, установления "дня тишины" за день до начала голосования.
В отчете указывается, что новшества введены с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и они соответствуют общепризнанным избирательным стандартам.
Эксперты отмечают открытость и гласность деятельности избирательных комиссий, широкое участие в их заседаниях представителей СМИ, политических партий и международных наблюдателей, готовность ЦИК оперативно публиковать в СМИ и на официальном веб-сайте все материалы, связанные с избирательной кампанией. Кроме того, указывается, что в окружных избирательных комиссиях около 40% составляют женщины.
Экспертами БДИПЧ отмечено, что все политические партии выдвинули своих кандидатов в президенты Узбекистана, а также выразили готовность принять активное участие в предстоящих выборах.
Обращается внимание, что финансирование избирательной кампании осуществляется государством в соответствии с действующим законодательством, на основе чего предусмотрено увеличение бюджета каждой политической партии для финансирования избирательной кампании до 1 миллиарда сумов, а также обязанность политических партий по завершении выборов в течение месяца опубликовать на своих веб-сайтах и в печатном органе отчет о расходовании выделенных денежных средств.
Также в отчете МОП приводится информация и о том, что в Узбекистане функционирует около 1,5 тысячи средств массовой информации, 60% из которых являются негосударственными, а в качестве средства распространения политически значимой информации, особенно в городской местности, все чаще используются Интернет и социальные сети, в том числе Facebook и YouTube. В планах государственного телевидения и частных телеканалов организация тематических ток-шоу и дебатов между кандидатами и их доверенными лицами, а также разнообразных программ по выборной тематике.
Имеются законодательные возможности для политических партий назначать своих уполномоченных представителей, в том числе наблюдателей с правом участия в подсчете голосов на избирательных участках, а также наблюдателей от иностранных государств и международных организаций с правом присутствия на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в том числе и на заседаниях ЦИК, отмечается в отчете экспертов.
На основании изложенного, а также принимая во внимание готовность властей Узбекистана обеспечить транспарентность всего избирательного процесса в соответствии с международными стандартами, Миссия по оценке потребностей предложила БДИПЧ ОБСЕ направить полноценную Миссию по наблюдению за выборами, возложив на нее задачи по наблюдению за практической реализацией внесенных в законодательство изменений и дополнений, проведением предвыборной агитации, процедурой регистрации избирателей, освещением в СМИ избирательного процесса, организацией деятельности избирательных комиссий всех уровней, в том числе по недопущению нарушений в день голосования.
Миссию по наблюдению за выборами предлагается укомплектовать основной группой, долгосрочными наблюдателями в количестве 28 человек, а также краткосрочными наблюдателями в количестве 250 человек, которые будут осуществлять систематическое наблюдение на избирательных участках в день голосования.
Как ранее сообщила пресс-служба ЦИК, готовность принять участие в наблюдении за выборами президента страны уже выразили такие авторитетные организации, как Шанхайская организация сотрудничества, Исполком СНГ, Организация исламского сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, а также многочисленные представители парламентов, избирательных органов и эксперты из стран Европы, Америки, Азиатско-тихоокеанского региона и СНГ.