ТАШКЕНТ, 24 окт — Sputnik, Антон Курилкин. В Узбекистане подвели итоги социально-экономической деятельности за 9 месяцев текущего года. Так, рост ВВП составил порядка 7,8%, примерно так же вырос объем промышленного производства, а профицит бюджета оценивается в 0,1%.
Все большее место в экономике страны занимает средний и малый бизнес, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне. Sputnik Узбекистан решил проанализировать, насколько реально вырос этот сектор экономики и как чувствуют себя в республике иностранные компании и частные предприниматели.
За четверть века Узбекистану удалось перестроить национальную экономику: появилась новая отрасль промышленности — автомобилестроение, развивается текстильная промышленность — республика стала экспортировать не только хлопок, но и текстиль. Развивается и частное предпринимательство: сегодня в Узбекистане работает более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8% до 98,4% объема в различных отраслях народного хозяйства.
Работают и крупные экономические проекты. Так, в начале октября 2016 года Foreign Direct Investment Intelligence признала свободную индустриально-экономическую зону "Навои" лучшей во всей Центральной Азии.
Но не все проблемы решены. Так, по официальным данным, в 2015 году безработица в республике достигла 5,2%, а почти треть работоспособного населения трудится в других государствах. Два последних факта и должна исправить политика.
Статистика и реалии
Узбекская экономика демонстрирует довольно неплохие показатели в своем регионе, а ежегодный прирост ВВП в последние несколько лет составляет в среднем 7-8%. Также официальные власти рапортуют о росте объемов промышленного производства, о повышении качества жизни и об улучшении инвестиционного климата в стране.
"Статистике очень сложно доверять. Исходя из тех данных, что есть, можно говорить лишь в целом о развитии бизнеса в республике. В последние три года местные власти активно поддерживали развитие малого бизнеса, но порядок цифр довольно сложно подтвердить и проконтролировать", — объяснила эксперт.
Тем не менее, признает экономист, малый бизнес в стране растет, в первую очередь благодаря программам государственной поддержки и либерализации законодательства.
"Государство укрепило раздробленные декханские хозяйства и перевело их на рельсы предпринимательства. Есть определенная либерализация. В тех сферах, в которых государство разрешает работать малому бизнесу, наблюдается рост. В последнее время стали допускать и малый бизнес к экспорту, что привело к увеличению доля частных предприятий в экспорте", — пояснила Мирзанян.
Без лишних посредников
Все больше в стране появляется и зарубежных предприятий, причем не только филиалов больших компаний, но и сравнительно небольших фирм. Личным опытом открытия филиала в Узбекистане поделился директор компании "ТендерПро" Олег Умрихин. По его словам, открыть компанию в этой стране не сложнее, чем в России.
"Это не занимает больше времени, чем в России, каких-либо сложностей с открытием у нас не возникало. Да и условия работы нашей компании в Узбекистане вполне комфортные. У нас прозрачная и белая бухгалтерия и у нас не было ни одной налоговой проверки за четыре года", — рассказал бизнесмен.
В то же время, отметил Умрихин, страна становится более открытой и дружелюбной, а государство активно привлекает инвесторов налоговыми льготами. Так крупные компании, инвестирующие больше суммы, могут рассчитывать на получение выгодных условий.
Еще одной важной особенностью Узбекистана российский бизнесмен назвал открытость чиновников к диалогу.
"Взаимодействие с госорганами — хотя может, это нам так повезло, — довольно дружелюбное. Можно выйти на разговор с заместителем премьера, высоким чиновником из Минэкономики или Минфина, встретиться с министром легкой промышленности. По сравнению с Россией меньше передаточных звеньев и чиновники ближе к тебе", — заключил Умрихин.
Малый бизнес — фундамент стабильности
"Малый бизнес, по сути дела — большая энергия для внушительного количества экономических субъектов, почти не зависящих в экономическом плане от государства", — пояснил эксперт.
При этом он заметил, что необходимо различать "традиционный" и "передовой" малый бизнес.
"Традиционный малый бизнес — фундамент социальной стабильности любого общества, обеспечивающий возможность выживания при любых экономических катаклизмах. Передовой же создает колоссальную движущую силу для продвижения новых продуктов и технологий. Экспорт интеллектуальных продуктов обеспечивает превосходство страны и ее значимость на мировой арене", — добавил Корочкин.
По мнению эксперта, создание достаточного количества независимых хозяйствующих субъектов, способных к самостоятельной, без использования административного ресурса, конкуренции, становится сегодня стратегической задачей наиболее дальновидных правительств.