ТАШКЕНТ, 10 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов. Правительство РФ одобрило идею установки на автомобили регистраторов, которые будут фиксировать, сохранять и передавать все данные по передвижению транспортного средства с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС. Внедрить новшество планируется в 2020 году, а пока создана межведомственная рабочая группа и готовится законодательная база.
Корреспондент Sputnik попросил автоэкспертов оценить это новшество.
Способ отъема денег
"Это глупость какая-то. Правительство может одобрить все что угодно, но это не значит, что оно нужно и что будет работать. Черных ящиков нет ни в одной стране мира, ни в каких автомобилях. И они не нужны", — крайне негативно отозвался об идее кабмина Олег Осипов, независимый автоэксперт и радиоведущий.
Он уверен, что это всего лишь один из способов "относительно честного отъема денег у населения". Все производители автомобилей в России и так обязаны устанавливать систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая уже "следит" за автомобилем.
Так зачем еще нужны черные ящики, задается вопросом Осипов.
"Потребителю совершенно не важно, какая система стоит в его автомашине. Ему необходимо чувствовать себя в безопасности, и ЭРА-ГЛОНАСС с этим замечательно справляется — в случае ДТП она автоматически передает соответствующим службам информацию об аварии еще до того, как человек об этом попросит. А черные ящики — это, по сути, система слежения. Я уверен, что такое нововведение будет нарушать права человека на свободу передвижения", — сказал автоэксперт.
Помимо контроля за автомобилем черные ящики помогут еще и штрафовать авто водителей, а злостных нарушителей даже лишать прав.
"С моей точки зрения, это уже по ту сторону добра и зла. Тем более, что благодаря таким инновациям придется раздувать штат чиновников", — возмущается Олег Осипов.
Черные ящики только для гостранспорта
"Я думаю, что это способ выкачивания денег, а черные ящики никому не нужны", — сказал Леонид Ольшанский, адвокат, вице-президент "Движения автомобилистов России".
"Сейчас в Административном кодексе об этом нет ни слова, значит, есть опасение, что такие пункты будут в него внесены. А это очень плохо", — считает Леонид Ольшанский.
Черный ящик — основа для беспилотных автомобилей
В корне не согласен с доводами своих коллег председатель Федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения «Автомобильный союз» Сергей Канаев.
"Во-первых, о какой тотальной слежке идет речь, если с 2007 года все автомобили оснащены системой GPS-навигации? Если на то пошло, слежка за нами ведется уже давно, только не российскими службами, а структурами других стран — США, Японии, Европы. Во-вторых, с 2011 года все автомобили, выпускающиеся в США, Японии и Европе, оснащены специальным датчиком, который позволяет остановить автомобиль в любой точке мира", — перевел минусы в плюсы эксперт.
И перешел непосредственно к положительным моментам нововведения. По его мнению, главный плюс черного ящика — это безопасность страны и самого автовладельца.
"Если есть такой ящик, водитель всегда может доказать свою невиновность при ДТП, ведь там будет писаться вся дорожная обстановка", — говорит он. Кроме того, интеллектуальная транспортная система позволит даже на расстоянии определять техническое состояние автомобиля.
"А еще я уверен, что установка черных ящиков — это основа для беспилотных автомобилей. Считаю, что это путь, по которому идут все автомобильные концерны и страны. Беспилотники показывают свою безопасность — они не превышают скорость, реже попадают в ДТП. Да, стоимость автомобиля в комплектации с черным ящиком, наверное, поднимется, но не думаю, что на цену двигателя. Максимум на 10 тысяч рублей. Не думаю, что это большая нагрузка на владельца автомобиля", — сказал эксперт.
"Это неотъемлемая часть нашего будущего, и избежать этого не удастся. А то, что государство делает свою систему безопасности в нынешних реалиях, это абсолютно нормально. В конце концов, как и сейчас с тахографами, так и в дальнейшем с черными ящиками найдутся такие умельцы, которые смогут их отключать. Это аргумент для тех, кто очень боится тотальной слежки", — подытожил Сергей Канаев.