ТАШКЕНТ, 25 ноя — Sputnik. Известные во всем мире самолеты МиГ обязаны своим появлением конструкторскому бюро Артема Микояна и Михаила Гуревича.
Сегодня, на 90-м году жизни, скончался Иван Микоян, племянник создателя знаменитого конструкторского бюро "МиГ" — Артема Микояна. Именно Иван Микоян является один из создателей известного во всем мире истребителя МиГ-29. За проект многоцелевого истребителя 4-го поколения МиГ-29 Иван Микоян дважды становился лауреатом Госпремии СССР и оставался советником Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" до конца жизни.
В династии Микоянов есть еще один известный советский государственный и партийный деятель —Анастас Микоян. Он приходился Артему Микояну родным братом, а Ивану — отцом.
История создания МиГов
В декабре 1939 года на московском авиазаводе №1 им. Авиахима был организован самостоятельный особый конструкторский отдел по проектированию и постройке скоростного истребителя И-200. Задача была непростой — И-200 должен был превзойти по скорости другие советские и зарубежные самолеты. Начальником бюро назначили Артема Микояна, а его заместителем стал Михаил Гуревич.
К началу Второй мировой войны в КБ Микояна и Гуревича был разработан самолет улучшенной модификации — МиГ-3. Именно на таком истребителе известный советский летчик-ас Александр Покрышкин одержал свою первую победу, сбив немецкий Ме-109Е.
После войны истребители МиГ-3 еще очень долго стояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО. А дальше конструкторское бюро постоянно создавало все новые и новые истребители.
МиГ-15 стал первым реактивным самолетом. Его отличительными особенностями стали надежность и простота конструкции, высокие летные и эксплуатационные качества и мощное вооружение — одна пушка калибра 37 мм и две пушки 23-го калибра. Благодаря скороподъемности, максимальному потолку скорости и дальности полета этот истребитель стал лучшим из советских истребителей того времени. На высоте 5000 м скорость МиГ-15 составляла 1028 км/ч, а на высоте 2620 м — 1042 км/ч.
МиГ-19 стал первым сверхзвуковым самолетом. После успешных испытаний этого истребителя появились его различные модификации с усилением вооружения. Так, на одну из модификаций подвешивались блоки с неуправляемыми реактивными снарядами, а МиГ-19ПМ впервые в СССР вооружили управляемыми ракетами "воздух-воздух" К-5М.
МиГ-21 — это уже первый советский самолет с треугольным крылом. Он был разработан в середине 1950-х годов и стал самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире. Основным конструкционным материалом для этого истребителя стал алюминиевый сплав, а основным видом соединения — клепка.
МиГ-23 стал многоцелевым истребителем с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолеты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определенные преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвертого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.
Самолет-перехватчик МиГ-25П начали выпускать в 1966 году. Он стал основой для создания самолета МиГ-25ПДСЛ с устройствами выброса ложных тепловых целей и с контейнером со станцией помех, самолета МиГ-25ПДЗ с системой дозаправки топливом в полете, самолета МиГ-25М с форсированными двигателями Р15БФ2-300 тягой 13500 кгс.
Под руководством Ивана Микояна
Различные модификации МиГ-29 разрабатывали в СССР в период 1972-1982 годов. Главной целью создателей этих самолетов, к которым и приложил руку Иван Микоян, стало достижение показателей надежности, превосходящих достигнутый на тот момент мировой уровень.
Авиаконструкторы освоили и принципиально новый вид работы — формирование облика самолета по требованию зарубежного заказчика. Всего к настоящему времени построено более 1600 истребителей МиГ-29 различных модификаций. Более 800 истребителей МиГ-29 были поставлены на экспорт в 30 стран мира.
Затем в КБ "МиГ" были разработаны сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей в любое время суток, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, в любых метеоусловиях, при применении противником пассивных и активных радиолокационных помех и тепловых ловушек. Группа из четырех перехватчиков МиГ-31 может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до 900 км. Максимальная допустимая скорость на высоте — 3000 км/ч.
А новое поколение истребителей — это уже МиГ-29 СМТ. Сегодня многофункциональный истребитель с современной бортовой РЛС является одним из самых совершенных самолетов в мире.