ТАШКЕНТ, 25 ноя — Sputnik. До выборов президента Узбекистана остается всего 10 дней. Как страна готовится к этому важному политическому событию, чем кандидаты пытаются привлечь на свою сторону избирателей и стоит ли ожидать хоть какой-то интриги, сообщает Sputnik Таджикистан.
Казалось бы, такое эпохальное событие, как первые выборы без участия многолетнего лидера страны Ислама Каримова, должно привлечь максимальное внимание населения. Однако не все так очевидно — долгое доминирование на политической арене одного кандидата и отсутствие реальных альтернатив привело почти к полной апатии электората.
Мы выбираем, нас выбирают
Рядовые узбекистанцы сегодня больше озабочены подготовкой к зиме, ростом курса доллара на черном рынке и, соответственно, цен на продовольственные товары, чем изучением программ кандидатов. Причин этому несколько, но главная — все, от простого водителя маршрутки до экспертов и политологов, прекрасно понимают, каковы будут итоги предстоящих президентских выборов.
С момента распада СССР страна знала только одного политика — Ислама Каримова. Долгое время министры, вице-премьеры и другие чиновники разного уровня находились в тени, почти не появляясь в прессе. Многие граждане даже толком не знали в лицо второго по рангу чиновника в государстве — премьер-министра Шавката Мирзиёева.
Исправлять этот недочет начали только два месяца назад. Сначала была опубликована подробная биография премьер-министра республики, а местное телевидение даже показало двухсерийный фильм о прошлом Мирзиёева, который зрители смотрели с не меньшим интересом, чем свой любимый сериал.
Сложившаяся в стране система власти на протяжении последних двух десятилетий предоставляла народу только одного лидера, своеобразного восточного царя-батюшку, который и чаяниям народа ответит, и нерадивых чиновников накажет. Естественно, при таком раскладе подхватить скипетр мог только проверенный в деле политик, шедший в ногу с прежним президентом.
Учитывая узбекский менталитет, можно с уверенностью сказать, что практически все граждане, как и в прошлые годы, придут 4 декабря на избирательные участки. Об этом, кстати, свидетельствуют и данные соцопросов. Но выборы для большинства граждан будут безальтернативными — не потому, что Мирзиёев лучше остальных, — просто другие кандидаты малоизвестны широкому кругу людей.
Агитация и имитация
Предвыборная кампания в Узбекистане вышла на финишную прямую, однако ожидать таких же страстей, как у Клинтон и Трампа, не стоит.
Еще до начала предвыборной агитации эксперты отмечали, что помимо премьер-министра у трех других кандидатов — Отамуратова, Кетмонова и Умарова — есть шанс побороться за победу только при условии проведения ими нестандартной кампании, где они начнут говорить с людьми о реальных проблемах, а не декларировать прописные истины. Но, к сожалению, этого не произошло.
Все трое оппонентов Мирзиёева ограничились тем, что развесили баннеры с лозунгами, сняли пару бравурных роликов для ТВ и провели несколько торжественных встреч с избирателями.
На этом фоне четкая и выстроенная кампания Мирзиёева смотрится куда убедительнее. Команда премьер-министра первым делом принялась за развенчание образа жесткого политика, которым кандидат от УзЛиДеП представлялся большинству обывателей. Так, после кончины первого президента республики было много разговоров, что Мирзиёев закрутит гайки и все станет еще хуже. Но пока все складывается иначе.
Во-первых, впервые в истории страны чиновник столь высокого ранга стал доступен в интернете, открыв виртуальную приемную, куда может обратиться любой желающий. Следом появились статьи о вполне реальных вопросах, которые таким образом удалось решить.
Во-вторых, премьер уделил особое внимание столице — Ташкенту. Он не только лично поехал по проблемным районам, убрав наиболее одиозных чиновников, но и пообещал решить давно наболевшие вопросы — протянуть ветку метро, построить новые дома для бюджетников на Сергели, решить проблемы с ЖКХ, создав специальное министерство. Кроме того, Мирзиёев пошел навстречу автолюбителям, разблокировав ранее закрытые участки дорог в центре Ташкента, что серьезно сгладило проблему с трафиком.
Во внешней политике исполняющий обязанности главы государства сделал ставку на нормализацию отношений с соседями, особенно с Кыргызстаном и Таджикистаном. Уже сегодня в этом направлении есть определенный прогресс — стороны активизировали работу по согласованию границы на спорных участках.
Импонирует большинству населения, большая часть которого так или иначе связана с РФ, и пророссийская позиция основного кандидата. Так, члены семей мигрантов надеются на упрощение процедуры найма узбекских рабочих в России, а русскоязычные граждане — на более тесные связи Ташкента с Москвой.
Кроме того, в отличие от своих оппонентов, Мирзиёев приводит вполне реальные цифры, предлагая реализовать конкретные проекты и инициативы в случае своего избрания, в отличие от размытых планов других претендентов на президентство.
Стабильность превыше политики
По мнению экспертов, как в самом Узбекистане, так и за рубежом местные элиты сразу после смерти Каримова договорились о приемнике, ведь на Востоке периоды безвластия чреваты потерей государственности. В этом смысле поведение трех остальных кандидатов вполне понятно и очевидно — будучи интегрированными в политическую систему государства, они не будут прыгать выше головы, надеясь на возможные преференции в будущем.
Не стоит забывать и о том, что для узбекистанцев, в отличие от европейцев или американцев, которые возводят в абсолют свободу слова и демократию, главным приоритетом всегда оставались безопасность и стабильность, ради которых они готовы пренебречь всем остальным. А в столь взрывоопасном регионе, как Центральная Азия, где есть угрозы и от Афганистана, и от ИГ, и от исламистского подполья, без сильной руки, как считают многие, не обойтись.
В Узбекистане почти все без исключения, даже дети в школах, знают, когда будут выборы и где находится их избирательный участок. Однако за предвыборной агитацией практически никто не следит — большая часть населения предпочитает свободное от работы время потратить на отдых и развлечения, нежели вникать в политические хитросплетения.
Да и разговоры в общественном транспорте, на лавочках и кухнях уже давно перешли от темы, кто будет президентом, к тому, что он сделает, придя к власти, и сдержит ли все свои обещания.