Узбекистан сам приготовит свой плов

© Sputnik / Алексей ТихомировЭксперт Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук
Эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Транзит власти в среднеазиатской республике должен и будет происходить без внешнего вмешательства, уверен эксперт РИСИ Игорь Николайчук

Игорь Николайчук, эксперт РИСИ — для Sputnik

В начале декабря появилось сообщение о том, что связанные с узбекскими вариантами плова традиции попали в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Журналисты называют такие информационные поводы бантиками — мило, интересно, не несет политического подтекста. Дело, однако, в том, что ЮНЕСКО, как международная организация, все-таки использует официальное закрепление в мировом пространстве смыслов различных культурных феноменов именно под социальным углом зрения.

Так и узбекский плов несет весьма важную нагрузку. По словам экспертов, данная традиция сохраняется в семьях, передается от мастера к ученику, в общении между сверстниками и т.д. Таким образом, она укрепляет социальные связи и является частью узбекской культуры.
Почему сегодня и для политологов, и для политиков-практиков стоило бы обратиться к плову как к некому символу? Настаиваю как минимум на двух причинах.

Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов - Sputnik Узбекистан
Миссия ШОС: выборы в РУз соответствовали международным нормам
Во-первых, так ли уж плов распространен только в Средней Азии? Вот уже 25 лет прошло с тех пор, как распался СССР, а блюдо из риса, овощей и мяса продолжает объединять, кажется, все постсоветское пространство. И я сам ни при каких политических раскладах не хочу закрывать глаза на тот факт, что три поколения нашей семьи готовят плов на самые главные праздники именно в формате укрепления социальных связей и именно (даже не осознавая это) воспринимая узбекскую культуру как некое общее поколенческое и цивилизационное достояние.

Во-вторых, плов — пловом, а традиций безболезненного транзита, спокойной передачи власти при смене национальных лидеров у современного Узбекистана нет. Здесь у многих (как у доброжелателей, так и у недоброжелателей) возникал соблазн "научить" узбекистанскую властную элиту готовить это блюдо, подсказать рецепты, а главное, небескорыстно постараться придать "нужный вкус".

Выборы президента Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Итоги выборов президента Узбекистана
Узбекистан — особая страна. По ряду причин нынешний "переходный период" был чреват непредсказуемыми последствиями, если бы в полной мере не был учтен деликатный, сенситивный характер ситуации. С некоторой тревогой приходилось следить за развитием событий. С тревогой не за возможности внутриполитической дестабилизации (здесь особых неприятностей не ожидалось), а в ожидании нахрапистости внешней пропаганды, глупого морализаторства и директивности. Вот где крылись главные опасности.

С удовлетворением отмечаем, что ничего подобного не случилось. Были соблюдены все тонкие правила игры. Я специально следил за публикациями вокруг Узбекистана в мировых СМИ в разгар предвыборной кампании и непосредственно выборов президента.

Напомним, что в этот период один за другим в мире избирались президенты, основной характеристикой которых было — "пропутинские", "пророссийские" они или нет. На эту тему писались километры докладов и говорились часы комментариев. Каков же был соблазн у журналистской братии затеять обсуждение кандидатов в президенты РУз с точки зрения "за Россию они или за независимость", "устраивают они Кремль или нет".

Но по отношению к Узбекистану этот "базар" жестко фильтровался. Вряд ли в информационном потоке можно было найти хоть одну публикацию с рассуждениями о том, что "Мирзиёева можно считать союзником Кремля" или, наоборот, противником. Этот самый Кремль четко давал понять, что внешнеполитические приоритеты страны определят лично новые руководители Узбекистана исходя из своего понимания интересов нации. Так случилось, что и западная пресса не очень наседала на Ташкент со «своими тараканами» про права человека и свободу слова.

Значит ли это, что Россия самоустранилась от развития двусторонних отношений в ответственный период транзита власти? Конечно нет! Это было бы просто безответственно. Узбекистан нам не чужой, да и слишком важен с геополитической точки зрения. Выберем наиболее заметное событие в наших двусторонних отношениях последнего времени.

Танк Т-64БВ. - Sputnik Узбекистан
Россия и Узбекистан подписали договор о ВТС
Лично я выделил бы в первую очередь следующее. 29 ноября 2016 года в Москве подписаны договор о развитии военно-технического сотрудничества и план двустороннего сотрудничества между военными ведомствами РФ и РУз на 2017 год. Документы подписали министр обороны Узбекистана Кабул Бердиев и министр обороны РФ Сергей Шойгу. В ходе переговоров Шойгу выразил уверенность, что у России и Узбекистана есть перспективы и возможности для расширения военного и военно-технического сотрудничества в целях безопасности обоих государств. Он также сообщил, что будет реализовываться программа модернизации и переоснащения Вооруженных сил Узбекистана современным российским вооружением и военной техникой до 2020 года.

Широкие круги читателей могут воспринять эту официальную информацию как некое свидетельство "ползучего подчинения" дела обороны Узбекистана геостратегическим интересам Москвы. Это совсем не так. Точно знаю, что Минобороны РФ не имеет никаких видов на Вооруженные силы Узбекистана. Специалисты, занимающиеся у нас стратегическим и оперативным планированием, рассматривают армию РУз как одну из сильнейших, сбалансированных и хорошо подготовленных в регионе. Крайне важно для России поддерживать ее в этом состоянии и укреплять еще больше. Просто потому, что она является определенным гарантом стабильности в этом самом Центрально-Азиатском регионе.

Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий - Sputnik Узбекистан
Слуцкий: при оценке выборов не найдут ничего, что потянет на ложку дегтя
Кстати, не надо сводить ЦАР к некой проблемной постсоветской Средней Азии. По взглядам американских геополитиков, существует некое "расширенное центральноазиатское пространство", включающее помимо пяти бывших союзных республик (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) еще и Афганистан, Азербайджан, Синьцзян-Уйгурский национальный округ КНР, Монгольскую народную республику, Кашмир, пакистанскую провинцию Балочистан и даже российские республики Поволжья и Урала.

Сухой остаток из всего сказанного таков: направления и темпы сближения с Россией будет определять новое руководство Республики Узбекистан. Это его суверенное право. Что, кстати, и было подтверждено всем ходом освещения событий со стороны российских СМИ.

Но сегодня есть все указания на то, что новые сигналы на расширение сотрудничества новые элиты уже посылают. По крайней мере, в процедуру мониторинга прессы Узбекистана "вбит" новый сюжет, создана еще одна "полочка": "Политическое сближение России и Узбекистана". Пусть этот тематический кластер будет всегда наполнен отличными и значимыми материалами.

Лента новостей
0