ТАШКЕНТ, 15 дек — Sputnik. Открытие ресторана Eshak Сергея Светлакова в Екатеринбурге вызвало неоднозначную реакцию у местной узбекской диаспоры. Абид Туратов, председатель общества дружбы "Урал — Узбекистан", обратился к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой и заявил, что "рекламный баннер ресторана Eshak выражает дискриминацию по национальному признаку в отношении узбеков и унижает честь и достоинство каждого представителя узбекской национальности".
В связи с возникшей в обществе дискуссией, запросом ряда СМИ и поступлением к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой обращения Абида Туратова, уполномоченный посчитала необходимым высказать позицию по этому вопросу, передает "Европейский омбудсман".
По словам омбудсмена, приведенное мнение Абида Туратова преждевременно и поспешно, а экспертное заключение по этому вопросу может быть дано лишь компетентными специалистами, в частности, экспертами Управления Роскомнадзора по Свердловской области.
Уполномоченный лично рассмотрела помещенный на ресторан Eshak баннер, на котором изображен российский артист Сергей Светлаков в узбекской национальной одежде. После этого она высказала свое мнение:
При создании национальных ресторанов в их оформлении используются понятные простым людям символы, которые ассоциируются у них с конкретной народностью. Совершенно объяснимо, что узбекская кухня ассоциируется у людей с традиционным казаном с пловом, с человеком в чопане и тюбетейке, и этот гостеприимный образ вряд ли может нести в себе какой-либо негативный смысл и кого-то обидеть.
Что же касается названия, фотографии ослика на баннере ресторана и использования изображения задорного улыбающегося персонажа, то ишак, осел традиционно ассоциируются с выносливым, трудолюбивым животным, помощником на Востоке. Я также опросила своих коллег — уполномоченных по правам человека из регионов, где это животное проживает, о том, как население этих регионов воспринимает такой образ.
Подача образа на баннере — корректная, не содержит в себе никакой провокации или двойного смысла.
Поэтому обсуждаемый рекламный баннер для многих людей старшего поколения вызывает также добрые, ностальгические воспоминания о том времени, когда все народы Советского Союза были частью одной страны, жили в дружбе, взаимопомощи и поддержке, и я очень надеюсь, что развитие разных гастрономических традиций поможет нам это взаимопонимание сохранить", — подчеркнула Татьяна Мерзлякова.