ТАШКЕНТ, 16 дек — Sputnik. Госдума приняла в первом, базовом чтении правительственный законопроект, позволяющий региональным и местным властям вводить платный въезд в определенные зоны городов.
В частности, законопроект предусматривает, что региональные и местные власти вправе временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств для эффективности дорожного движения, например, посредством взимания платы. Эксперты в СМИ отмечали, что таким образом въезд в Москву теоретически могут сделать платным в определенные дни или время суток, передает РИА Новости.
В целом, по замыслу правительства, базовый законопроект об организации дорожного движения в России должен способствовать более эффективному передвижению по дорогам и повышению безопасности. Отмечается, что основная идея законопроекта — установить единые правила в сфере организации дорожного движения, основных прав и обязанностей субъектов, обеспечивающих это движение, определении и разграничении полномочий федеральных, региональных и местных властей в этом вопросе.
Авторы уточняют, что в России сейчас нет единого основополагающего закона, регулирующего транспортное развитие территорий, организацию дорожного движения и оперативное управление ими.
Проект со времени внесения в Госдуму (апрель) уже подвергся активному обсуждению и критике со стороны общественности на разных площадках и со стороны депутатов от фракций "Справедливая Россия", ЛДПР и КПРФ.
Платный въезд в центр города — один из методов снижения транспортного потока, широко используемый в международной практике.
Метод успешно применяется как в мегаполисах — Лондоне, Сингапуре, Сан-Франциско, Милане, Стокгольме, так и в небольших городах — Тронхейме (Норвегия), Дареме (Великобритания), Риге (Латвия), Валетте (Мальта).
Этот метод применяется совместно с другими мерами сдерживания трафика в городских центрах.
В мировой практике опыт введения этого метода часто сталкивался с трудностями. Чтобы ввести платный въезд в Стокгольме, власти были вынуждены провести городской референдум и вложить порядка полмиллиарда евро в модернизацию системы общественного транспорта. Система поначалу работала в тестовом режиме. Ряд городов был вынужден отказаться от метода платного въезда из-за негативной реакции жителей.
В Гонконге система была снята с эксплуатации в 1985 году по итогам голосования городского парламента. В Эдинбурге после двухлетней эксплуатации (2003-2005 годы) практика платного въезда по итогам городского референдума была также отменена. В Милане платный въезд удалось ввести со второй попытки при поддержке экологической общественности. В ряде стран мира (в Германии и Франции) власти предпочитают другие методы сокращения трафика в исторических районах города. Одна из популярных мер – постепенное сокращение парковочных мест одновременно с повышением платы за их использование.
Другие страны (Австралия, Дания, др.) борются с трафиком путём введения единого налога за километр пробега, взимаемого согласно показаниям GPS-трека каждого автомобиля. Этим налогом там заменяются все налоги и пошлины, связанные с автотранспортом.