ТАШКЕНТ, 12 янв — Sputnik. Сегодня в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана открылась выставка средневековых керамических изделий "Тайна вечных орнаментов".
В экспозиции представлены керамическая посуда и фрагменты, обнаруженные во время археологических раскопок на древних городищах Дабилькурган, Кампыртепа, Канка, Каршаултепа, Мунчактепа, Хайрабадтепа, Шуробкурган. Представленные артефакты относятся к IX-XI векам.
"Данная коллекция — это своего рода отчет о 13-летней деятельности в сфере раскопок, проводимых Международным караван-сараем культуры Икуо Хираямы. Предметы экспозиции — это не единственные наши сокровища в прямом и переносном смысле, многие другие наши находки хранятся в фондах музея, ждут своего часа", — отметил археолог, заведующий музейным отделом Международного караван-сарая Икуо Хираямы Константин Шейко.
Самыми древними экспонатами выставки стали фрагменты сосудов со штампами с городища Кампыртепа (конец IV-III в. до н. э. — II век н. э.).
"На Кампыртепа мы работаем совместно с Эдвардом Ртвеладзе, являемся четвертым отрядом экспедиции. В последние годы мы также работаем на таком памятнике, как Узундара — это греко-бактрийская крепость в Сурхандарьинской области. Здесь тоже хранится немало тайн", — рассказывает Константин Шейко.
Говоря о теме выставки, Константин Александрович вспомнил случай, произошедший в советское время. В Сурхандарьинской области выставлялась древняя фигура человека, на локтях которого был изображен знак, похожий на свастику. Обкомовские работники строго настрого запретили выставлять напоказ фигуру. И никакие доводы ученых о том, что это сакральный знак вечного движения и благополучия, не переубедили их.
"Орнамент и всевозможные знаки играли в древности большое значение. Это сейчас, когда мы смотрим на ковер или чайник, мы не видим смысла рисунка, для нас это лишь способ украшения. К примеру, две волнистые линии символизировали водную стихию, а две прямые линии означали землю, крест являлся символом огня. При этом в отдельных регионах схожие орнаменты могли означать разное", — комментирует Шейко.
Как пояснила реставратор Наргиза Каландарова, на восстановление одной чаши уходит от одной до двух недель. Все зависит от состояния и размеров найденного фрагмента и самой формы керамического изделия. Если находка большая по размерам и в ней есть законченная мысль орнамента, в задачу реставраторов входит полное восстановление чаши и нанесение имеющегося орнамента. Если артефакт маленьких размеров и рисунок едва заметен, специалисты "колдуют" над ним дольше.
Как отмечает специалист, основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Именно это, отмечает Каландарова, производит эстетическое впечатление на человека.
Как отмечают искусствоведы, традиции изготовления гончарных изделий на территории современного Узбекистана насчитывает свыше семи тысячелетий. За такую многовековую историю это декоративно-прикладное искусство пережило немало, но самое главное, что у современников благодаря находкам ученых есть возможность окунуться в прошлое, раскрыть тайны скрытых символов.