Общество

Коррупция в Узбекистане: баллов больше, рейтинг ниже?

© Sputnik / Михаил Кутузов / Перейти в фотобанкДенежные купюры и монеты разных стран
Денежные купюры и монеты разных стран - Sputnik Узбекистан
Tranparency International выпустила очередной рейтинг о восприятии коррупции в мире. Узбекистан занял 156-ю строчку в рейтинге — это худший показатель как среди государств Центральной Азии, так и среди постсоветских республик

ТАШКЕНТ, 25 янв — Sputnik, Антон Курилкин. В индексе восприятия коррупции Узбекистан оказался на последнем месте среди постсоветских стран, но в личном активе получил плюс два балла по сравнению с прошлым годом. Так ли все плохо на самом деле и с чем связан подобный результат, разбирался корреспондент Sputnik Узбекистан.

Медленно, но верно

Республика потеряла сразу три позиции в новом рейтинге по сравнению с прошлым годом и опустилась со 153-го на 156-е место. Но при этом страна набрала на два балла больше, чем в прошлом году.

Более того, за последние четыре года Узбекистан стабильно улучшал свой результат. В 2012 и 2013 годах, как свидетельствует сайт Transparency International, Узбекистан набирал всего 17 баллов. В 2014 году удалось получить еще один балл, в 2015-м результат улучшился до 19, а в нынешнем — уже до 21 балла.

Потеря же трех строчек в общем списке объясняется включением в рейтинг новых стран. Так что, несмотря на общее понижение, республика постепенно улучшает свой личный показатель, что говорит о положительной тенденции.

А судьи кто?

Индекс восприятия коррупции формируется на основе экспертных опросов 12 источников. Для включения страны в рейтинг необходимо минимум три источника.

Узбекские денежные знаки - сумы - Sputnik Узбекистан
Общество
В Узбекистане будет создана комиссия по противодействию коррупции
Каждая страна получает количество баллов от 0 до 100 и на основе этого — позицию в рейтинге. В 2016 году самыми некоррумпированными странами признаны Дания и Новая Зеландия, а самой коррумпированной — Сомали.

При этом рейтинг отображает не столько уровень коррупции как таковой, сколько ее восприятие в экспертном сообществе — учеными, экономистами, бизнесменами.

"Мы не можем посчитать уровень коррупции, мы можем посмотреть, как разные уважаемые эксперты воспринимают уровень коррупции в государственном секторе", — уточнил представитель пресс-службы Tranparency International.

Соответственно, чем ниже положение страны в рейтинге, тем хуже эксперты предполагают уровень коррумпированности.

При этом весь список в организации делят на три условных категории: в первой трети стран ситуация стабильная и там все благополучно, во второй трети списка ситуация более-менее нормальная, а в хвосте рейтинга самые неблагополучные, по мнению аналитиков, страны.

"Не очень корректно сравнивать страны с 29 и 28 баллами — разница в один балл не означает, что в одной из стран ситуация лучше. Разница между 21 и 25 баллами, например, есть, но она не очень значительная", — поясняют исследователи.

Таким образом, Узбекистан можно отнести к середнячкам, хотя, разумеется, не к таким крепким.

В целом рейтинг Transparency отражает уровень коррупции, считает научный руководитель Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ, профессор Юлий Нисневич.

Проблема таких экспертных опросов в том, что не удается отделить субъективный взгляд аналитика от реального положения дел. Хотя объективность исследования отчасти повышается за счет привлечения нескольких источников.

От Таллина до Ташкента

Заседание Сената республики Узбекистан - Sputnik Узбекистан
Президент Узбекистана подписал закон о противодействии коррупции
В рейтинге наблюдается очень сильный разброс по постсоветским странам. Так, Эстония занимает 22-ю строчку — это лучший результат среди всех республик бывшего СССР и не самый последний результат в Европе — те же Франция или Польша занимают позиции ниже. Белоруссия находится на 79-м месте, а Россия — на 131-м. Узбекистан расположился после всех соседей по региону, на 156-й позиции.

Разброс объясняется разным положением дел в странах в последние 25 лет, считает Юлий Нисневич.

"В Эстонии за счет закона о гражданстве произошло вымывание прежней, советской номенклатуры. К тому же, Эстонии удалось создать эффективную систему электронного правительства и выполнить требования ЕС по борьбе с коррупцией", — подчеркнул эксперт.

Профессор Юлий Нисневич - Sputnik Узбекистан
Нисневич: коррупция в постсоветских странах — наследие старой системы
По его мнению, проблема с коррупцией во многом имеет советские корни, которые проявлялись в виде системы "спецобеспечения" для чиновников — то есть люди использовали собственное положение, чтобы улучшить материальное состояние, пользовались блатом и доставали по связям дефицитные товары, имели иные преференции.

Методом Сингапура

Повышение прозрачности госсектора, по мнению Нисневича, — это один из инструментов борьбы с коррупцией. Она достигается как раз и за счет использования интернет-ресурсов — как с целью информирования граждан, так и с целью повышения прозрачности деятельности государства.

Аналогичной точки зрения придерживается и директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев.

"Подобные меры очень эффективны, они, в частности, позволяют проверять сделки. Чем меньше прозрачность — тем проще чиновникам украсть", — заявил эксперт.

Понимают необходимость такого пути и в Ташкенте. По инициативе президента Шавката Мирзиёева активно развивается сеть электронных приемных. Внедрение такого формата общения с населением, сначала на уровне премьер-министра, а затем главы государства, позволило выявить несколько крупных проблем. Такой механизм обратной связи хорошо себя зарекомендовал и стал внедряться во всех госструктурах страны. Это уже дало свои плоды, а несколько чиновников лишились своих постов за недобросовестную работу с обращениями граждан.

Стараются в Узбекистане использовать и зарубежный опыт. Как рассказал заместитель начальника пресс-службы Генеральной прокуратуры республики Умид Мухаммедов, при разработке мер по борьбе с коррупцией был изучен и учтен опыт Норвегии и Сингапура — одних из наиболее передовых стран в этом деле.

Подпись документов - Sputnik Узбекистан
Узбекских чиновников могут обязать заполнять декларацию о доходах
Повысить прозрачность системы государственного управления призван и ряд последних инициатив — по созданию единого Интернет-портала по лицензированию и межведомственной комиссии по противодействию коррупции.

Планируется также ужесточить контроль чиновников через публичность их деятельности — Генпрокуратура собирается обязать госслужащих заполнять декларации о доходах. А создаваемая в стране антикоррупционная комиссия должна свести к минимуму это проблему.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский