ТАШКЕНТ, 26 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Эксперты из образовательной сферы России рассказали об основных проблемах адаптации детей мигрантов. Наиболее остро стоит проблема изучения ими русского языка на должном уровне.
Причем это вопрос даже не столько культурной интеграции. В данном случае русский язык — это lingua franca, необходимый инструмент общения представителей разных наций на территории огромной многоязычной Российской Федерации.
"Эта общероссийская, а не только миграционная проблема. Зачастую дети, приезжающие из удаленных населенных пунктов национальных автономий РФ, говорят по-русски ничем не лучше, чем дети мигрантов. И наоборот, есть дети настолько подготовленные и мотивированные родителями, что, приходя в школу, они говорят намного лучше, чем москвичи", — считает Мария Котовская, председатель Комиссии по вопросам межнациональных отношений, миграции и конфессий Общественной палаты Москвы.
"Есть некая благополучная школа, ей уделяется повышенное внимание, дотации. В обычных школах, напротив, — классы переполнены, на учителей идет огромная нагрузка, и плохо адаптированные дети остаются предоставлены сами себе, ими никто не занимается, они просто теряют мотивацию на учебу, тогда как задача школы — подтянуть ребенка хотя бы до среднего уровня", — пояснила Котовская Sputnik Таджикистан.
Впрочем, Москва — не Россия. Общую ситуацию с языковой адаптацией по всей стране куда лучше отражает Подмосковье. Немалая часть иностранных рабочих зарабатывает деньги непосредственно в столице, однако они сами и их семьи, как правило, живут в области. Что неудивительно: общее развитие социальной и транспортной инфраструктуры там не сильно уступает московскому, а вот аренда жилья обходится намного дешевле.
Это особенно ценно, если ты работаешь вахтовым методом и дома с семьей бываешь всего 1-2 дня в неделю. А вот проблемы в сфере образования — переполненность классов, зарплаты и высокая нагрузка на учителей — там общероссийские.
И здесь, по словам замминистра социального развития МО Ирины Каклюгиной, за дело берутся сотрудники специальных центров помощи семье и детям, которые занимаются педагогической и языковой интеграцией детей в систему школьного образования. При этом она утверждает, что гражданство и правовой статус ребенка неважны, если его родители легально работают в России и имеют на руках все разрешительные документы.
Но как раз таки юридический статус детей мигрантов является еще одной дополнительной проблемой получения ими качественного образования, считают представители волонтерских объединений.
К слову, у чиновников за последние годы изменился сам подход к социокультурной адаптации детей. В свое время встраивание детей иностранных граждан в образовательную систему основывалась на концепции толерантности. То есть школьникам внушали, что нужно быть терпимыми и стараться с пониманием относиться к представителям других национальностей и культур.
В свою очередь и сами иностранные граждане не были рады урокам толерантности в российских школах. Вместо политики этноконфессионального примирения родители увидели попытку заставить детей отказаться от собственной национальной идентичности. Сегодня со школьниками меньше говорят об абстрактных понятиях дружбы народов, терпимости и различиях в культуре, а больше об общности истории государств и наций, если речь идет о гражданах стран СНГ.