Адаптация детей мигрантов в Москве: куда идти, чем заниматься

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкОбучение мигрантов русскому языку
Обучение мигрантов русскому языку - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Как помочь детям мигрантов адаптироваться в России и выучить язык, чему учат в специальных центрах помощи семье и детям, а также как наиболее безболезненно влиться в общество, рассказали эксперты образовательной сферы на круглом столе в Общественной палате

ТАШКЕНТ, 26 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Эксперты из образовательной сферы России рассказали об основных проблемах адаптации детей мигрантов. Наиболее остро стоит проблема изучения ими русского языка на должном уровне.

Причем это вопрос даже не столько культурной интеграции. В данном случае русский язык — это lingua franca, необходимый инструмент общения представителей разных наций на территории огромной многоязычной Российской Федерации. 

"Эта общероссийская, а не только миграционная проблема. Зачастую дети, приезжающие из удаленных населенных пунктов национальных автономий РФ, говорят по-русски ничем не лучше, чем дети мигрантов. И наоборот, есть дети настолько подготовленные и мотивированные родителями, что, приходя в школу, они говорят намного лучше, чем москвичи", — считает Мария Котовская, председатель Комиссии по вопросам межнациональных отношений, миграции и конфессий Общественной палаты Москвы.

Студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - Sputnik Узбекистан
Совфед увеличит квоту бюджетных мест в вузах для узбекских студентов
По ее словам, в этом смысле школа в лучшем ее понимании — это метод объединения общества, социальный лифт, помогающий талантливым детям найти достойное место жизни. Однако изучение русского языка в этих школах, а соответственно, и получение качественного образования, увы, не всегда одинаково доступно для всех.

"Есть некая благополучная школа, ей уделяется повышенное внимание, дотации. В обычных школах, напротив, — классы переполнены, на учителей идет огромная нагрузка, и плохо адаптированные дети остаются предоставлены сами себе, ими никто не занимается, они просто теряют мотивацию на учебу, тогда как задача школы — подтянуть ребенка хотя бы до среднего уровня", — пояснила Котовская Sputnik Таджикистан.

Мама с сыном - Sputnik Узбекистан
На Год здоровой матери и ребенка потратили свыше 8 трлн сумов
Она ссылается на негативный французский опыт, где есть негласное, но очевидное разделение школ на условно престижные и низкоуровневые, с невысоким качеством образования, куда обычно и попадают дети мигрантов, прибывших во Францию, что в итоге рождает общегосударственную проблему социального и культурного расслоения.

Впрочем, Москва — не Россия. Общую ситуацию с языковой адаптацией по всей стране куда лучше отражает Подмосковье. Немалая часть иностранных рабочих зарабатывает деньги непосредственно в столице, однако они сами и их семьи, как правило, живут в области. Что неудивительно: общее развитие социальной и транспортной инфраструктуры там не сильно уступает московскому, а вот аренда жилья обходится намного дешевле.

Это особенно ценно, если ты работаешь вахтовым методом и дома с семьей бываешь всего 1-2 дня в неделю. А вот проблемы в сфере образования — переполненность классов, зарплаты и высокая нагрузка на учителей — там общероссийские.

И здесь, по словам замминистра социального развития МО Ирины Каклюгиной, за дело берутся сотрудники специальных центров помощи семье и детям, которые занимаются педагогической и языковой интеграцией детей в систему школьного образования. При этом она утверждает, что гражданство и правовой статус ребенка неважны, если его родители легально работают в России и имеют на руках все разрешительные документы.

Исполнительный комитет СНГ - Sputnik Узбекистан
Эксперты приступили к разработке миграционного кодекса стран СНГ
"Через эти центры ежегодно проходят до 40 тысяч детей. Если у семьи ребенка есть временная регистрация по МО, то наше ведомство не считает его мигрантом. Когда ребенок педагогически запущен, мы с ним работаем. Хорошо адаптирован — рекомендуем в учебные заведения. Если он не хочет идти в школу, если у ребенка там какие-то серьезные проблемы, мы их решаем и помогаем с переходом в другое учебное заведение. Для нас нет разницы, прожил он здесь 10 лет или три месяца", — подчеркнула Каклюгина в ходе круглого стола в Общественной палате РФ, посвященного проблемам доступа детей мигрантов к получению образования в школах России.

Но как раз таки юридический статус детей мигрантов является еще одной дополнительной проблемой получения ими качественного образования, считают представители волонтерских объединений.

Александр Калинин - Sputnik Узбекистан
Калинин: герои нашего комикса помогут мигрантам адаптироваться
"Был случай, дошедший до Верховного суда, когда ФМС оштрафовала школу, где на протяжении многих лет обучался ребенок, у родителей которого вообще не было никаких разрешительных документов. Директор школы оспорил это решение, и суд отменил постановление ФМС. Но такое случается нечасто. И мы как раз отстаиваем право на образование для таких детей, вне зависимости от юридических проблем их родителей", — рассказывает Константин Троицкий из благотворительной организации помощи беженцам и переселенцам "Гражданское содействие".

К слову, у чиновников за последние годы изменился сам подход к социокультурной адаптации детей. В свое время встраивание детей иностранных граждан в образовательную систему основывалась на концепции толерантности. То есть школьникам внушали, что нужно быть терпимыми и стараться с пониманием относиться к представителям других национальностей и культур.

Памятка о правилах поведения для мигрантов в Москве - Sputnik Узбекистан
Герои русских сказок объяснят мигрантам правила поведения в Москве
Однако списанный с западных образовательных лекал в РФ этот подход не то что не прижился, но и дал прямо противоположный эффект. Часть российского общества и в первую очередь сами школьники увидели в этом принуждение к принятию чужих ценностей, отказу от собственной культурной принадлежности. Негативное отношение к концепции терпимости прекрасно отражает оскорбительный неологизм "толераст".

В свою очередь и сами иностранные граждане не были рады урокам толерантности в российских школах. Вместо политики этноконфессионального примирения родители увидели попытку заставить детей отказаться от собственной национальной идентичности. Сегодня со школьниками меньше говорят об абстрактных понятиях дружбы народов, терпимости и различиях в культуре, а больше об общности истории государств и наций, если речь идет о гражданах стран СНГ.

 

Лента новостей
0