Сергей Аксенов, публицист — для Sputnik Узбекистан
С распадом СССР общение граждан Узбекистана и России совсем не закончилось. Тысячи жителей этой экзотической для нас, северян, страны едут в Россию на заработки или учебу. C "ответным визитом" отправляются единицы. Я — один из них. Страстное желание увидеть своими глазами "голубые купола Самарканда" осуществилось. Древняя столица Тамерлана, благословенная Бухара, современный Ташкент…
Значительная часть 30-миллионного народа Узбекистана живет на востоке страны. Это в основном сельскохозяйственные районы. Чаще всего оттуда и едут в Россию трудовые мигранты. Именно там, рядом с Киргизией, компактно расположена Ферганская долина, плотность населения в которой сопоставима с московской.
Западная равнинная часть Узбекистана, напротив, обширна и малонаселена. Здесь сосредоточены древние Самарканд, Бухара, Хива. А также знаменитый Учкудук — на деле достаточно скучный "поселок городского типа", построенный для работников урановых рудников. Ближе к Аралу, в Туранской низменности, лежит загадочная Каракалпакия.
Для въезда в Узбекистан потребуется загранпаспорт, однако виза на срок менее 90 дней не нужна. На границе предстоит заполнить таможенную декларацию, в которую стоит внести все более-менее ценные вещи. Оказавшись в стране, надо поторопиться зарегистрироваться. По местному закону это нужно сделать в течение трех суток. В хостеле или гостинице проблем не будет, а вот если вы гостите у частного лица, ему придется озаботиться вашей легализацией. Квитанции о регистрации надо хранить до самого выезда. Штраф за их отсутствие может быть гигантский. Узбекские пограничники шутить не любят.
Удивительно, но в Узбекистане, в отличие от России, очень развито местное авиасообщение. В каждом даже небольшом городе есть аэропорт.
Таксисты у аэропортов и вокзалов ломят цену до небес. По местным, конечно, масштабам. Но если стоять на своем, доехать можно за сущие копейки. Поездка в 15 "верст" от ж/д вокзала города Когона до центра Бухары обошлась в 100 рублей. Для сравнения, жетон на метро в Ташкенте стоит 12 рублей, а билет на городской автобус — 8.
Отели в Узбекистане имеются самые разные, но лично мне милее хостелы. Есть в них что-то от караван-сараев. Койка, душ, кондиционер и wi-fi — все, что нужно самодеятельному путешественнику. Утром нехитрый завтрак: лепешки, сыр, фрукты. Основная публика — всевозможный европейский "компот": англичане, голландцы, французы. Юные бездельники путешествуют в свое удовольствие по этой удивительной стране. Вечером они собираются в холле, пьют пиво и галдят по-английски. Русских здесь мало, узбеков-путешественников вообще не видел. Кстати, нерасписанные узбекские пары в хостелы в принципе не пускают.
Жара, еда, базары
Жара в Узбекистане входит в число достопримечательностей. Летом небо пронзительно синее, как на полотнах Верещагина. Самое пекло — в июле и начале августа. Прогулка в дневное время требует потом отдыха под кондиционером примерно такой же продолжительности. И, конечно, все постоянно пьют воду.
"Живой" воды в стране мало. Арыки напоминают канализацию. В Ташкенте вместо рек — довольно чистые каналы. В них даже купаются. Главная река страны — Сырдарья — летом немногим шире, чем Клязьма в Подмосковье. Над ней проносишься на поезде по пути в Самарканд.
Чтобы отведать настоящий узбекский плов (непременно с желтой морковью!) углубитесь в район частной застройки — "нахалстрой", и отыщите там забегаловку, где едят местные. Огромная порция "с горкой" обойдется в 70-80 российских рублей. Еще и с хозяином за жизнь пообщаетесь.
Мясные лавки здесь удивительны. В самую страшную жару мясо спокойно лежит или висит, подвешенное на крюках, на открытом воздухе без всякого холодильника. Оно темное и не похоже на наше, российское. Скотину здесь забивают рано утром, халяльным, судя по всему, забоем, сцеживая кровь. Поэтому такой цвет. Ровно по этой же причине оно прекрасно лежит весь день, расточая удивительный аромат. К вечеру все мясо раскупается. Шашлык из него тает во рту. Другие местные блюда: манты, шурпу, люля-кебаб, можно отведать на местных базарах.
Базар на Востоке — главное место в городе. Самым колоритным мне показался Сиабский базар в Самарканде. За прилавками в основном женщины из окрестных кишлаков. Те, кто готов поторговаться, может рассчитывать на существенную скидку. Первоначальную цену легко можно сбить раза в два. При том, что для гостя из России здесь и так все чрезвычайно дешево. Килограмм прекрасных персиков — 30 рублей, арбузы-дыни практически даром. Можно приобрести и синий стеганый халат-чапан, как у басмачей в «Белом солнце пустыни».
Дома, на родине, узбеки очень дружелюбны. Те, кто старше сорока, как правило неплохо говорят по-русски. В целом Узбекистан показался более безопасной страной, чем Россия. Ночные города без всякого опасения можно пересекать пешком. В стране жесткая полиция, состоящая преимущественно из молодых людей, которые очень держатся за свое место. Никаких попыток вымогательства с их стороны замечено не было. Кстати, они неплохо говорят по-русски и всегда готовы объяснить, как пройти к местным достопримечательностям. "Рахмат", — говорил я им в ответ.