ТАШКЕНТ, 27 фев — Sputnik. Мигранты-метростроевцы продолжают добиваться выдачи давно обещанной зарплаты.
Напомним, в начале февраля в Москве произошел большой скандал. Порядка 600 иностранных рабочих, главным образом из числа граждан Таджикистана и Узбекистана, законно пребывавших в стране и прокладывавших Солнцевскую линию московской подземки, остались без денег, а часть из них — еще и без крыши над головой.
Внезапно, с осени, рабочим стали задерживать заработную плату, а потом и вовсе перестали выдавать ее. В итоге строители работали "в долг" до конца декабря, когда стало очевидно, что наниматель вовсе не намерен возвращать долги.
Более того, к общежитию приехали сотрудники охранного предприятия и просто выкинули на улицу 120 человек. Как часто и бывает в таких случаях, директор СМУ-77, которому рабочие лично собирались высказать свои претензии, как в воду канул.
И сейчас метростроевцы пытаются вернуть свои долги по зарплате через "Ингеоком" — фактического подрядчика своего сбежавшего нанимателя. Отметим, что в самом "Ингеокоме" прокомментировать ситуацию нам не смогли, а Метрострой — главный зодчий Московского метрополитена — вообще говорит о том, что с данной компанией никак не связан.
Корреспондент Sputnik Таджикистан Рубен Гарсия спросил у Вадима Коженова, президента Федерации мигрантов России, как не позволить работнику обмануться и что делать, если это все-таки случилось.
"На мой взгляд, проблема в том, что люди затягивают до последнего, ждут 3-4 месяца и в итоге оказываются в очень тяжелом положении. А недобросовестный работодатель пользуется доверительным отношением со стороны рабочих, говоря: "завтра-завтра". Но здравый смысл должен подсказывать мигрантам, что если это "завтра" затягивается, то пора принимать какие-то меры", — считает Коженов.
Собственно, это именно та ситуация, в которую и попали метростроевцы. Директор СМУ-77 каждый месяц клятвенно обещал вернуть им все долги, пока не скрылся, прихватив, судя по всему, изрядную часть зарплаты подчиненных. По словам Коженова, предельно допустимый срок задержки выплат — две недели.
"Кроме нас этим занимаются Трудовая инспекция, управление МВД по делам миграции и, конечно, прокуратура. Мы вывозили 17 февраля в Генпрокуратуру где-то 200 человек, написали коллективное заявление. Там подтвердили, что заявление уже спустили на территориальный уровень — в Москву. Но для этого потребовалась большая работа — было согласование со всеми госорганами. Мы гарантировали, что не будет никакого бардака, никакого скандала, то есть перед тем, как люди пришли в прокуратуру, им объяснили, как себя вести и что необходимо подписывать", — пояснил Коженов Sputnik Таджикистан.
Все это происходит незаметно, без какого-либо общественного резонанса. Здесь же обманутым работникам, по крайней мере, удалось объединиться, позвать СМИ, обратиться к правозащитникам и поднять шумиху в информационном пространстве, привлекая внимание широкой общественности.
Сложившаяся ситуация стала крайне неудобной как для "Ингеокома", несущего определенные репутационные издержки, так и для официальных столичных властей, для которых Московский метрополитен является предметом особой гордости, а потому любые скандалы вокруг него были совершенно не нужны.
Несмотря на приехавший наряд полиции, требовавший от собравшихся разойтись, и спор на повышенных тонах между представителями компании и обманутыми рабочими, все закончилось довольно мирно, без рукоприкладства и массовых задержаний.
Правда, как сказал в своем интервью нашему порталу Владимир Поставнин, глава фонда "Миграция XXI век", — сами работодатели едва ли будут рады такой правовой грамотности потенциального сотрудника.
"Для предпринимателей это дополнительные сложности. Нужно закреплять трудовые отношения с человеком, нести за него некую ответственность, особенно в случае получения им травмы. Работодателю это, конечно, не очень выгодно, и текущая ситуация для него менее удобна", — полагает Поставнин.
Напомним, что "Ингеоком" не в первый раз оказывается в подобной ситуации. В марте прошлого года, проработав бесплатно несколько месяцев, у офиса компании рабочие точно так же бастовали с требованием погасить долги по зарплате. Тогда их требования были частично удовлетворены, и строителям начали возвращать их заработок.