Игорь Николайчук, политолог, медиаэксперт — для Sputnik Узбекистан
Итак, государственный визит президента Узбекистана в Россию завершен.
В ближайшее время к тем десяткам комментариев, которые уже появились в прессе в преддверии и в ходе визита, должны прибавиться еще сотни, разъясняющие реалии и дающие оценки событию.
Политологи часто используют такой прием: вписать всю информацию о визите в некую цепь событий, посмотреть на динамику развития ситуации в российско-узбекистанских отношениях с целью определить некий суммирующий вектор.
В реальности все, однако, не так. Начнем с того, что существует такой этап, как подготовка к визиту. Кто близок к такой работе (и не только в аппаратах первых лиц), наверняка подтвердят, что под проходное дипломатическое мероприятие не будет объявляться такой аврал, который имел место перед визитом Мирзиёева. Собрать "по сусекам" для подписи 55 двусторонних соглашений на общую сумму 16 млрд долларов — это надо сильно постараться. И для этого должна быть база.
Узбекистан и Россия совместно увеличат добычу энергоносителей в республике, Ташкент получит танкоремонтные заводы, пакет хайтековских проектов, интеллектуальные площадки вроде филиала МГТУ им. Баумана. Последнее поможет в оживлении Ташкентского авиазавода и решит проблему инженерных кадров в возрождающемся машиностроении. Причем реальном машиностроении, а не отверточном иностранном автопроме. А чего стоит договоренность о принципиальной возможности превращения нашего стратегического партнера в страну — транзитера российских энергоресурсов в Южную Азию и Китай!
В целом получается настоящая программа развития страны на ближайшие лет десять.
Про культурные связи обычно упоминают в конце протокольных документов, однако в данном случае это несправедливо. Пришло время делать и культурные связи между нашими странами стратегическими. Тем более что нагнетания антироссийских настроений в СМИ Республики Узбекистан не ведется. Информационное пространство жестко контролируется, оппозиционные издания и интернет-ресурсы фактически отсутствуют. Именно поэтому индекс агрессивности материалов, посвященных оценке событий в России и двусторонним отношениям, практически равен нулю.
Вектор предпочтений узбекистанцев направлен на то, что можно назвать постсоветским пространством. Даже в самые сложные периоды геополитических экспериментов Каримова число "автономистов" в стране росло весьма незначительно. Критического порога отдаление РУз от России и СНГ в геополитическом отношении никогда не достигало. Прорыв, связанный с нынешним визитом, состоит в том, что такие эксперименты остались в прошлом.
Уезжая из Москвы, Шавкат Мирзиёев заявил, что члены делегации чувствуют себя окрыленными. Мы понимаем, что имеется в виду. И наши чувства аналогичны.