ТАШКЕНТ, 11 апр — Sputnik, Антон Курилкин. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о, пожалуй, самой масштабной реформе органов правопорядка. Предполагаемые изменения носят и структурный, и прикладной характер. Какой же видится главе государства обновленная система органов внутренних дел, разбирался корреспондент Sputnik Узбекистан.
По мнению авторов указа, в МВД накопилось восемь проблем: неразграниченные задачи, нерациональная структура, не налажен контакт с населением, милиционеры не отчитываются перед обществом и поверхностно относятся к поступающим обращениям.
Не занимаются сотрудники МВД и профилактикой правонарушений, предпочитая наказывать за свершившиеся преступления, а не предотвращать их. Не работают и с молодежью, которую, по мнению составителей указа, активно вовлекают в деструктивные секты и в террористические организации.
В общем, выражаясь кратко — в штабах сидят и "штаны протирают", а "на земле" не знают, кто и за что отвечает, не работают с населением и предпочитают арестовать преступника и отправить его в тюрьму вместо того, чтобы предотвратить правонарушение.
Что же предлагается сделать?
Ответы у президента простые: неэффективную систему — переделать, диалог с народом — наладить, за работу — отчитываться, преступления — предотвращать, а саму службу — преобразовать в общественно ориентированную.
Отчетность и сокращения
Первые меры начинают действовать с момента подписания приказа: в структуре МВД предписано провести объединения ряда управлений и центров.
На базе экспертно-криминалистического и экспертно-взрывотехнического центров создается один — Главный экспертно-криминалистический центр.
В новое управление международного сотрудничества войдут отдел международного сотрудничества и отдел по защите прав человека и взаимодействия с международными организациями.
Но не все управления объединяют: Главное управление уголовного розыска и борьбы с терроризмом, напротив, переформируют — уголовным розыском займется Главное управление угрозыска, а терроризмом — Главное управление борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Ряд служб и управлений прибавят в статусе — их повысят в иерархической структуре. Помимо этого, повысят ранг двух учебных заведений МВД — Ташкентское высшее военно-техническое училище и Высшая техническая школа пожарной безопасности станут институтами.
С октября же правоохранители на всех уровнях будут отчитываться перед депутатами. Министр внутренних дел будет дважды в год отчитываться перед сенатом Олий Мажлиса. Главы региональных управлений будут отчитываться четыре раза в год перед Жокаргы Кенесом и кенгашами народных депутатов.
Не избежать регулярных отчетов даже городским и районным милиционерам — они четыре раза в год обязаны будут докладывать местным кенгашам.
Как прокомментировал Sputnik Узбекистан политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, введение практики регулярных отчетов позволит повысить прозрачность работы МВД.
"Само по себе это неплохо — повысится несколько прозрачность работы МВД, повысится возможность выявления узких и проблемных мест. Но оценить скорость и масштаб такого эффекта сложно — это очень сильно зависит от того, в совокупности с какими мерами это будет внедряться", — сказал эксперт.
Борьба с китами
Бороться за безопасность подрастающего поколения намерены воспитанием у молодежи любви к стране, уважительного отношения к общечеловеческим ценностям. Этим в районных и городских отделах МВД будет заниматься специальный сотрудник в должности заместителя начальника.
О том, насколько эффективны такие меры в борьбе с терроризмом и "деструктивными идеями", Sputnik Узбекистан рассказала российский общественный деятель, глава Фонда открытой новой демократии и бывший комиссар молодежного движения "НАШИ" Кристина Потупчик.
Первый проблемный момент, по ее мнению, — определение того, что же такое деструктивные идеи. Если узбекистанские милиционеры понимают под ними в том числе и пресловутые "группы смерти" — это достаточно печально, говорит эксперт.
"Насколько я понимаю, МВД Узбекистана под деструктивными идеями, угрожающими молодежи, понимает выдуманную угрозу "групп смерти" в социальных сетях, а не вполне реальную и уже несущую смерти угрозу вовлечения молодежи в религиозный экстремизм и международный терроризм. Можно считать, что это угрозы одного порядка, и все их можно побороть "патриотизмом и любовью к родине", как предлагают власти Узбекистана, но это ошибочное мнение", — полагает она.
По ее словам, невозможно побороть проблему, не понимая, что она собой представляет, не понимая механизмов ее возникновения. Пустые разговоры про "воспитание молодежи", возникающие на почве этого непонимания, только усугубят ситуацию.
По мнению эксперта, менторская же позиция государства, которое ограничивает и занимается нравоучениями, только облегчает работу исламистским вербовщикам.
Когда начнется реформа
В опубликованном пресс-службой президента указе не указана дата начала реформы — точно определено только начало публичных отчетов руководителей — 1 октября 2017 года — и дан старт слиянию вспомогательных подразделений.
В то же время Шавкат Мирзиёев дал достаточно сжатые сроки для проработки изменений — МВД совместно с Генпрокуратурой в недельный срок должны представить свои предложения, региональные органы власти — в течение двух месяцев.
Как считает Никита Мендкович, такая формулировка в документе еще раз показывает, что президент не намерен терпеть косность руководителей на местах и будет ее преодолевать.