ТАШКЕНТ, 16 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. "Идемте на площадку, только съемки уже начались и нужно будет дождаться перерыва, чтобы попасть на зрительские места", — встречает пресс-служба Comedy Club Production у одного из павильонов киностудии "Главкино" в Москве.
За кулисами любимого шоу
"Все это уже использовалось или только будет использовано в скетчах", — поясняют мне, замечая интерес к этой обстановке.
До перерыва еще минут двадцать, съемки одного из скетчей только что закончились, и одобрительные крики и хлопки смолкли. Но тут начинает звучать знакомая заставка шоу "Однажды в России", снова слышны аплодисменты, а потом все разом стихает, и уже раздаются голоса Ольги Картунковой и Максима Киселева… Это начинается запись следующего скетча.
Обращаю внимание, что справа от "шатра" угол отгорожен стенкой, а у входа в него стоит строгий охранник. Там располагаются гримерки артистов.
Наконец, объявляется перерыв, из "шатра" выходят зрители, а меня, наоборот, проводят внутрь и усаживают в первом ряду. В итоге ничем не примечательный снаружи "шатер" оказывается просторным и даже роскошным залом со скамьями-ступенями, уходящими вверх, и сценой, украшенной узнаваемым синим занавесом, который появляется в кадре. За ним как раз и находятся декорации, которые мы видим по телевизору. За съемочный день их сменяют несколько раз, превращая то в квартиру, то в живописный парк, то в кафетерий, то в кабинет мэра или президента…
Максим Киселев: в мечтах о салате
В целом съемочная площадка напоминает уютный камерный театр, только в пространстве между зрительскими сидениями и сценой уставлено множеством камер. Они плюс обилие софитов и ярких лампочек на стенах по обеим сторонам от сцены напоминают о том, что это все-таки шоу.
Поскольку зрителей попросили выйти, сижу в зале один, и постепенно вокруг меня рассаживается практически вся команда шоу "Однажды в России". Вот рядом присели Екатерина Моргунова, Заур Байцаев, Денис Дорохов и Михаил Стогниенко. Взад-вперед прогуливаются Александр Пташенчук, Азамат Мусагалиев и креативный продюсер, который часто сам снимается в шоу в качестве участника — Давид Цаллаев. На сцене остается только один актер шоу — Тимур Бабъяк. Он снова и снова перечитывает сценарий, артистично жестикулируя руками, и что-то повторяет вслух.
Пользуюсь случаем и заговариваю с Максимом Киселевым.
"Как проходят наши репетиции? Да, наверное, по одному отработанному сценарию: собираемся командой за две недели до начала съемок и репетируем номера", — говорит он и добавляет, что в первое время было непросто — на площадке постоянно дежурил врач, "потому что люди падали в обмороки от перенапряжения". Но сейчас работа отлажена, и процесс идет гораздо проще.
"Каждый скетч мы адаптируем под себя как минимум на тридцать процентов: одни шутки сокращаем, другие добавляем. Кроме того, одна из наших задач — быть актуальными, поэтому порой мы снимаем сразу две возможные концовки номера, если речь идет о каких-то событиях, которые еще не произошли. Например, о футбольном матче российской сборной или международном конкурсе исполнителей", — раскрывает он тайны закулисной жизни шоу "Однажды в России".
По лицам участников проекта вижу, что они уже изрядно устали и приходят в себя, пока готовятся к очередной съемке.
"Мы работаем на износ, однако никакой допинг для повышения производительности труда не используем", — отвечает на мой вопрос, откуда они берут силы, Киселев и добавляет: "Максимум — пьем чай с бергамотом или завариваем шиповник. Вкусно, полезно и при этом намного эффективнее кофе или энергетиков".
"А есть что-нибудь такое, о чем вы сейчас мечтаете?" — пытаюсь подбодрить уставшего Максима.
"Конечно! Успеть на поезд. Нет, а что — я серьезно, — говорит актер и начинает улыбаться. — Я уже давно купил билеты, но так совпало, что мой крайний на сегодня номер снимают предпоследним, и есть вероятность, что поезд уедет без меня… Хотя — не будем о грустном. Может, мы отснимем все с первого дубля, и мне удастся сегодня поспать под стук колес. Да, а еще я мечтаю о салате. Жду не дождусь, когда, наконец, смогу добраться до холодильника, где он меня ждет!".
Зрителей находят через соцсети
В этот момент по громкой связи раздается просьба к артистам вернуться за кулисы, которые тут же закрываются, а к зрителям — занимать свои места. Возвращаются к камерам операторы. А двое модераторов начинают настраивать зал на "рабочий лад", напоминая, как лучше встречать и поддерживать артистов — как правильно хлопать и смеяться.
"Зрителей ищут через специальные группы в соцсетях. Поскольку все съемки проходят на территории киностудии "Главкино", в большинстве приезжают жители Москвы и Московской области, хотя из регионов людей тоже хватает", — рассказывает администратор площадки, а также поясняет, почему зрителей просят постоянно выходить перед съемкой очередного сета: "Это создает эффект неожиданности и помогает добиться от зрителей живых эмоций после поднятия занавеса".
Конечно же, для зрителей съемки шоу "Однажды в России" не только развлечение. За день на съемках устаешь так, что сил ни на что не остается, в чем убедился и корреспондент Sputnik.
Поскольку некоторые кадры со зрителями попадают в телевизионный эфир, есть на площадке и особый дресс-код — картинка в кадре выглядит органичнее, если все одеты в одной нейтрально-темной цветовой гамме. А я отмечаю про себя, что меня-то никто об этом не предупредил, но я сам угадал этот дресс-код и, видимо, тоже попаду на экраны телевизоров.
Наконец, звучит команда "Мотор!", играет заставка передачи, и зрители начинают активно аплодировать, подбадривая артистов, а прямо передо мной по рельсам проезжает камера, снимающая попеременно то зрителей, то пока еще закрытый занавес. Наконец, он открывается, и начинается шоу…
Мои подозрения, что с первого дубля скетчи снимаются не всегда, оправдались. Время от времени режиссер кричит по громкой связи: "Стоп!", объясняет причину остановки и говорит, с какого места нужно продолжить игру.
Александр Пташенчук: главное — получить удовольствие
По окончании сета зрителей вновь просят освободить съемочную площадку, и в зале остаются только свои, в том числе корреспондент Sputnik. Тем временем работники павильона меняют интерьер будущей сцены, а участники шоу отдыхают, репетируют и вновь садятся возле меня. На этот раз ближе других оказывается Александр Пташенчук.
"Много времени уходит на подготовку одного скетча?", — спрашиваю его.
"По-разному, можем управиться за пару часов, а иногда и целого дня не хватает, поскольку некоторые номера требуют особого подхода, где юмор строится на важных мелочах, так называемых полутонах и актерской игре, а другие сложны с технической точки зрения, — отвечает Александр. — К тому же, самое главное — не просто выполнять свою работу, но и получать удовольствие от процесса, в противном случае и зритель его не получит".
"Я вижу ребят и понимаю, что сейчас мы будем создавать что-то невероятно интересное и смешное. Ведь у нас собралась потрясающая команда, с которой просто невозможно соскучиться. Во время съемок мы иногда "раскалываемся", оговариваемся по Фрейду и просто по-доброму смеемся друг над другом!", — признается артист. И добавляет, что во время съемок не может ни о чем другом думать, как только о работе, но зато сразу после команды "Стоп! Снято!" моментально просыпаются и другие мысли: "А когда же я ел в последний раз, и как же я хочу в горячую ванну".
Перерыв затягивается. Где-то вдали слышу удары баскетбольного мяча. Иду на звук и застаю перед баскетбольной корзиной Заура Байцаева, пытающегося обыграть Михаила Стогниенко. В какой-то момент они прекращают игру, и я обращаюсь к Михаилу: "Я думал, вы на съемочной площадке уже устали, а еще здесь выкладываетесь. Батарейки у вас совсем не садятся?".
"Садятся, конечно, но уже после съемок. Вот тогда я расслабляюсь, мне очень хочется отдохнуть от шума и от толпы, поэтому я первым делом еду к любимой: мы вместе ужинаем и смотрим сериал, под который я засыпаю", — признается он.
Тут по громкой связи всех опять просят вернуться на съемочную площадку. Снова звучит музыкальная заставка, аплодисменты, и начинается шоу…
Давид Цаллаев: любимчики — только у зрителей
"У нас собралась отличная команда, которая работает как единый механизм. Конечно, в процессе репетиций между нами могут возникнуть разногласия по поводу шуток, но до серьезных конфликтов дело не доходит, ведь все мы на одной волне и объединены общей целью — создать качественный и интересный проект. Считаю, что в споре рождается истина, поэтому я не принимаю решения единолично и всегда открыт к диалогу, — говорит креативный продюсер и участник шоу "Однажды в России" Давид Цаллаев, которого удается отозвать в сторону во время очередного перерыва.
Он уверяет, что любимчиков у руководства шоу-программы нет, они могут быть только у зрителя.
"Я же знаю изнанку шоу и то, насколько каждый из актеров талантлив и поглощен работой, поэтому выделять одного из них было бы странно", — отмечает Цаллаев.
"Случаются ли у нас казусы? Создание любого телевизионного продукта всегда сопряжено с рядом трудностей, поэтому и без казусов на съемочной площадке не обходится. Однако это часть работы, и мы не впадаем в панику, если нам привезли не те костюмы или же попалась слишком агрессивная обезьяна, которая кидается на реквизитора", — усмехается он.
…Когда около полуночи съемки закончились, стало понятно, почему практически все артисты, с которыми удалось пообщаться в этот день, говорили о том, что мечтают вечером поскорее попасть домой. Даже полдня, проведенные на съемочной площадке в роли зрителя, вымотали меня, что уж тут говорить об артистах шоу… Однако, как только появилась возможность, я специально пересмотрел одну из последних передач "Однажды в России" и убедился, что на экране участники шоу выглядят легко и непринужденно, как будто за день записывают всего два-три скетча. В этом, наверное, и проявляется талант бывших кавээнщиков, которые уже четыре года создают юмористический театр в реальном времени.
Только цифры
В шоу "Однажды в России" участвуют:
Артисты — 14 человек
Авторы — 12 человек
Костюмы, гримеры, администраторы — 30 человек
Монтажная и техническая группы — 120 человек
Зрители — 250 человек