ТАШКЕНТ, 22 апр — Sputnik. Он был последним свидетелем вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и оставался одним из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.
Своими воспоминаниями об этом уникальном человеке и профессионале своего дела с корреспондентом Sputnik Узбекистан поделился известный в стране режиссер, сценарист и драматург Джасур Исхаков, который проработал с Маликом Каюмовым долгие годы и считает его не только коллегой, но и наставником.
По словам режиссера, благодаря профессии документалиста Каюмов знал очень многих, и его многие знали. Он помнил по именам знаменитых передовиков-хлопкоробов, простых мирабов, остроумных аскиябозов, архитекторов, строивших новый Ташкент, известных актеров, музыкантов. Его любили многие художники, молодые и не очень, которые дарили ему свои замечательные картины.
Он, вспоминает собеседник, был легендой, даже в какой-то мере символом той эпохи, того времени. И одновременно он был и ярким представителем той самой эпохи. Его время не могло не оставить отпечатка на его характере, привычках. Как человек с необычайно мощной харизмой, Малик Каюмович был словно соткан из противоречий.
"Долгие годы он состоял на руководящей работе. А тогда главенствовал командно-административный стиль руководства. Считалось вполне естественным, что хороший руководитель может и по столу кулаком грохнуть, и накричать на подчиненного. Что греха таить, и у Каюмова было такое. Как говорится, из песни слов не выкинешь. Однако он всегда оставался справедливым начальником и знал, когда хвалить, а когда ругать", — говорит режиссер.
"Не забуду, как однажды на студии хроники появился поэт Константин Симонов. Он приехал прямо из аэропорта, не устроившись в гостинице. Малик Каюмович поднялся к нему навстречу, и эти два уже не очень молодых человека обнялись. Потом Симонов поцеловал старого друга по-русски, три раза, смахнул слезу и хрипло, со своеобразной картавостью, спросил: "Малик, дорогой мой, как ты?".
Малик Каюмович что-то ответил ему, и они пошли по аллее от толпы встречающих. Почти полчаса они ходили в одиночестве взад и вперед, смеялись, хлопали друг друга по спине, потом останавливались и снова говорили негромко о чем-то сокровенном, известном только им одним", — рассказал кинодеятель.
По его воспоминаниям, Малик Каюмов равно относился и к высокопоставленным партийным боссам, и к простым людям. Но совершенно не выносил фамильярности и хамства. И не дай Бог было попасть ему под горячую руку. Очень трепетно он относился к обычаям и традициям узбекского народа. Он не мог терпеть, если нарушалось почитание взрослых людей и если с недостаточным вниманием относились к детям.
"Это он говорил еще в те времена, когда не полагалось говорить на эти темы и цитировать строки Корана. До конца своей жизни Малик Каюмович с нежностью и любовью вспоминал свою мать. В день съемок он дал нам пожелтевшую фотографию своей матери и попросил сделать несколько копий большего размера", — сказал собеседник.
В связи с этим режиссер отметил и другой интересный факт биографии известного советского оператора, который раскрывает его харизматическую личность и дар убеждения. По его воспоминаниям, еще в 60-е годы Каюмов смог убедить высокое начальство о необходимости провести киносъемки в Мекке и Медине.
"В целях противодействия религиозным предрассудкам". Без этого лукавого предлога ему вряд ли разрешили бы выехать в Святые места, убежден Исхаков. Позже, как он вспоминает, сам Каюмов рассказывал, как горда была его мать, что ее сын совершил хадж. В те времена это было несбыточной мечтой многих правоверных мусульман.
По мнению Джасура Исхакова, пока жива память о человеке, жив и он. К Малику Каюмову это относится в полной мере. Как говорит режиссер, он гордится тем, что знал этого человека, работал рядом с ним и был одним из его верных учеников.
"Малик Каюмович Каюмов — кинематографист с большой буквы, ветеран, он был последним военным кинооператором и просто замечательным человеком. Он очень любил жизнь. Во всех ее проявлениях. И она его любила. И к тому же совсем не баловала. Но подарила ему удивительную высоту духа, когда он поднимался над границами, когда он видел Землю, словно с большой высоты. Кино, которому он посвятил всю свою жизнь, — это попытка остановить мгновение. Однако иногда наша память лучше и ярче, чем любые кинокадры", — заключил собеседник.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.