ТАШКЕНТ, 9 мая — Sputnik. В годы Великой отечественной войны свыше 1,5 миллиона узбекистанцев ушли на фронт, почти 500 тысяч не вернулись домой. Юноши и девушки из Узбекистана бросали все и в первые дни войны бежали в военкоматы записываться добровольцами на войну.
Одним из таких был 16-летний самаркандский парень Владимир Яшкин, уроженец Пензенской области, который в 1933 году приехал в небольшой кишлак под Самаркандом со своей семьей, потомственными железнодорожниками. Здесь и прошло его детство, после 7 класса он пошел работать на железную дорогу, строить стальные магистрали между городами Узбекской ССР.
"Однажды мы вернулись с вахты в степи, где прокладывали рельсы, пришли получать зарплату, а нам говорят — ребята началась война. Мы сразу бросились к себе в Самарканд, первым делом пришли к парикмахеру и обрились "под ноль", затем бегом в военкомат, говорим — срочно записывайте нас добровольцами на фронт. Военком просто ошалел от нашей напористости и выгнал нас. Сказал, что потом будут говорить, что Сталин на войну детей посылает", — рассказал ветеран.
"Через пару дней нас перевезли в Ташкент, куда эвакуировали Харьковское военное училище химической защиты Красной армии. Здесь я провел больше года, хотя многих знакомых держали в училище всего пару недель и отправляли на фронт. Видимо возраст все-таки сказался. Я был отличником боевой и политической подготовки, поэтому мне присвоили сразу звание лейтенанта и отправили на Брянский фронт служить в 125-й отдельный инженерно-штурмовой саперный батальон", — вспоминает Владимир Яшкин.
Здесь ветеран пробыл всего пару дней и его перебросили на Второй прибалтийский фронт, где он прошел боевое крещение. По его словам, в бою тогда не было мыслей о глобальном, все просто думали, как прожить этот день, как не умереть, как выстоять и выполнить свою задачу.
"Когда рядом погибают друзья, сложно думать о чем-то высоком, просто копишь злость на врага, этих фашистов, встаешь, бежишь в атаку, разминируешь, прокладываешь связь, надеясь, что конец войне все же придет. Много всего было. Однажды направили меня за успехи на курсы офицеров. Я только приехал, а меня два офицера из специальных служб к себе вызывают и начинают упрекать — мол я бегу от войны. Я тогда со злости сразу просьбу написал командованию, что прошу направить меня на передовую, в результате попал под Курск, где немцы готовились дать нам ожесточённый отпор", — отметил ветеран.
"Я был ранен дважды, первый раз ногу разорвало осколком под Варшавой. Второй — судьба спасла: в подожжённом немцами Данциге мы обследовали улицы, искали проход для солдат, внезапно рядом разорвался вражеский снаряд. И мне повезло, многие погибли, мне же осколок попал в ремень, срикошетил и не повредил важные органы. Врачи потом говорили, что я в рубашке родился. Тогда меня и к награде хотели приставить, но я ответил, что пришел воевать за Родину и Сталина, не надо мне никаких "гвоздей", — рассказал Владимир Яшкин.
В Берлин он попал уже спустя несколько дней после победы. Это было страшное время, замечает он, Сталин даже подписал указ о расстреле мародеров.
Ветеран был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны второй степени, многочисленными медалями.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и в мире.