ТАШКЕНТ, 20 июн — Sputnik, Антон Курилкин. О современных узбекистанских фильмах в мире, к сожалению, знают очень мало. Причем проблемы что у узбекского, что у российского, что у любого другого постсоветского кинематографа по большей части одинаковые.
О современных тенденциях и новых технологиях в кино корреспондент Sputnik Узбекистан поговорил с основателями кинопортала ProPremier Миразизом Мирсаатовым и Дмитрием Бортниковым.
— В чем главные проблемы постсоветского кинематографа?
— Миразиз Мирсаатов: Главная проблема фильмов на постсоветском пространстве, и в том числе в Узбекистане, — это шаблонность. Снимают в основном драмы — любовная драма или криминальная. То есть кого-то убивают и все плачут, у кого-то не получаются отношения, все переживают — а в конце хеппи-энд.
Режиссеры застряли на этом клише. Комедии снимают очень плохо — либо на уровне ниже пояса, и туда зрители идут посмеяться, выйти и забыть, либо снимают на высоком уровне — причем на таком высоком, что зрители не понимают шутки и выходят в растерянности.
Корни этой проблемы не в режиссерах, а в продюсерах. Приходит молодой режиссер из ВГИКа, у него много идей, много задумок, а продюсер говорит, что эта идея может и не выстрелить, и ищет деньги на "проверенный" вариант.
— Но ведь многие голливудские фильмы, те же "Трансформеры", не менее шаблонны, но все равно окупаются.
Последнюю часть, например, он снимал двумя 3D-камерами – получается полный объем, а ты сидишь будто в самом центре событий. А в следующей части уже, наверное, вообще будут VR-очки (дополненной реальности), и будет ощущение, что все это происходит с тобой, а не с героями.
— Миразиз Мирсаатов: Майкл Бэй ставит всегда на технологии, и все, что появляется нового, он стремится использовать.
— Дмитрий Бортников: Ну или он снимает серьезные политические драмы, например, фильм "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" про оборону американского посольства в Бенгази.
То есть он снимает "Трансформеров", которые приносят деньги, а потом снимает то, что ему нравится — военные фильмы, драмы, то, что не приносит денег. И он говорит, что деньги на съемки этих фильмов достаются очень тяжело.
— А есть ли свои, особенные проблемы у узбекистанского кинематографа?
— Миразиз Мирсаатов: Да, есть одна проблема. Очень часто певцов и известных артистов, юмористов приглашают в кино на роли. Человек знает, что он певец или юморист, он снимется в кино и люди пойдут на него посмотреть. А на режиссеров люди не смотрят в основном, на них обращают внимание, только если скандал происходит.
И официально эти фильмы никто не блокирует, в любой момент можно зайти и посмотреть. И фильмы в итоге не окупаются. Но тут другая сторона медали — если этого кино не будет на Youtube, про него и не узнают. Тут нужна, на мой взгляд, какая-то новая пиар-стратегия.
— Дмитрий Бортников: К слову, про пиар — это проблема гораздо больше, нежели неправильная стратегия продвижения. Она характерна для всего постсоветского пространства — мы не умеем продавать кино. Вот взять, например, военные фильмы — они сейчас снимаются по одному шаблону, зрителям уже это приелось.
Продать кино такое не получается, потому что не интересно уже, приелось. А продюсеры думают примерно по такой схеме: в России любят военное кино, поэтому снимаем военное кино. А сложные смысловые вопросы, поиск целевой аудитории остаются за скобками.
В конечном счете выходит, что фильмы они снимают для себя, зритель приходит и понимает, что кино сняли не для него. Отсюда и его выбор в пользу западного кино.
При этом у нас снимаются неожиданные и хорошие фильмы — взять то же "Притяжение" Бондарчука. Но зритель уже не доверяет отечественным режиссерам и идет на зарубежное кино. Потому что не готов отдать за неизвестный результат деньги. А придя в кино на того же Бэя, понимает, что получит отличный аттракцион.
— Есть ли перспективы у постсоветского кинематографа?
— Дмитрий Бортников: Да, есть. Если говорить про российское кино, то приятно удивляют хорроры.
Что касается молодых режиссеров, то тут можно говорить про продюсерский центр ВГИКа. Они очень тщательно относятся к отбору проектов, потому что государство оплачивает только один фильм в год.
Соответственно, для молодых и талантливых ребят это шанс и, скорее всего, единственная возможность снять фильм. Иными путями им сложно потом продвинуться и они в итоге уходят снимать рекламу.
— Миразиз Мирсаатов: В качестве положительного примера можно сказать про Романа Каримова — зритель ему доверяет и идет на его картины. Думаю, в будущем он может вырасти в культового режиссера.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.