ТАШКЕНТ, 25 июл — Sputnik, Лев Рыжков. Фирамир рассказал, как стать блогером-миллионером (то есть собрать миллион подписчиков), что надо знать и уметь для этого и, главное, каких ошибок избегать.
Подступы к вершине
- Фирамир, легко ли привлечь миллион подписчиков? Как долго ты сам к этому шел?
— Самое важное — четко обозначить цель. Когда шел к миллиону, я два года неудачно пробовал разные способы и дважды полностью бросал. И только на третий раз у меня получилось. В общем, самое тяжелое во всей этой истории — не бросить ее на полпути. Мне приходилось ошибаться, очень долго сидеть без денег. Три года я занимался этим совершенно бесплатно, сочетая ведение блога с учебой. Вот это, наверное, было самым сложным.
- Но ты-то был уверен сразу?
— Я тоже порой думал, что у меня ничего не получится.
- А какие были этапы на пути к миллиону? Может быть, долгое зависание на одной цифре?
— Да. Такое было. Это вообще связано с механикой YouTube. Обычно ты очень-очень долго топчешься на одном месте, а потом идет взрывной резкий рост, а потом опять приходится очень долго оставаться на одном месте. Конечно, у меня были такие периоды. Самый долгий — это, естественно, на самом старте, когда вообще начинаешь с нуля.
- То есть, сто тысяч — это такой этапный рубеж?
— Когда ты переходишь через отметку в сто тысяч, то, если ты все правильно делаешь, рост только ускорятся. И процесс развивается настолько быстро, что ты даже сам до конца не осознаешь, что вообще с тобой происходит.
Сто долларов за миллион просмотров
- За что вообще видеоблогерам платят деньги?
— На самом деле все просто. У 99% блогеров есть всего две статьи доходов. Первая — это заработок от YouTube. Тебе платят за просмотры. За рекламу в твоем ролике платят какую-то определенную ставку. Например, в России за миллион просмотров YouTube платит сто-двести долларов. А вот самая высокая плата — по-моему, у американских блогеров.
- Откуда такая дискриминация?
— Оплата зависит от платежеспособности аудитории. На Западе за миллион просмотров платят от полутора тысяч долларов. В России миллион просмотров стоит дешевле.
- Кто заказывает рекламу?
— Это зависит от направленности блогера, от его популярности. Это могут быть крупные сайты, даже бренды одежды. Если блог для девушек — заказывать рекламу могут косметические бренды. Но надо знать, что за такую рекламу YouTube берет себе половину суммы.
- Но это, как я понимаю, за рекламу, которую находит для блогера сам YouTube. А если сделка заключается напрямую, без посредников?
— У одного моего знакомого блогера из Украины где-то 2-3 миллиона подписчиков. Когда у него было два миллиона, он зарабатывал где-то пятьдесят тысяч долларов. Пять тысяч — от рекламы, предоставленной YouTube, а сорок пять тысяч ему предлагали крупные международные бренды. Он снимает, как он красиво, например, живет. У него в основном девушки-подписчики, поэтому и реклама дорогая.
- То есть, женская аудитория стоит дороже мужской?
— Безусловно. Есть такое понятие, как бьюти-блогер. Смотрят их в основном девушки. В этих блогах рекламируется одежда и часто приложения для смартфонов. Бьюти-блогер, о котором я вам рассказываю, сейчас как раз рекламирует приложения для знакомств. Это очень актуально для подростков.
- Примерно с какого рубежа на блогера начинают обращать внимание рекламодатели?
— Тут тоже зависит от направленности. Какие-то предложения, более-мене актуальные по цене, начинаются со ста тысяч подписчиков.
- Кто был твоим первым рекламодателем?
— В моем случае это были сайты, которые делают одежду с принтами — распечатывают, например, на футболках всякие популярные темы, которые нравятся подросткам. Но много денег стотысячникам не предлагают. Могут заплатить за рекламу пятнадцать тысяч рублей. Вот такой ценник. Но, понятное дело, он растет. Когда к миллиону подписчиков приближаешься, достигаешь уже оплаты в сто тысяч за один ролик.
Работа без выходных
- То есть, ценник стандартный? Или есть какие-то градации?
— Бывает реклама каких-то популярных, хороших, качественных вещей. Но она обычно предлагает меньше денег. Потому что она не разрушает зрительских симпатий. А если ты рекламируешь какие-то сомнительные сервисы, они, конечно, могут предложить больше, но это — плата за риск, потому что аудитория воспримет такую рекламу не очень положительно.
- Сомнительные сервисы — это эротика, что ли?
— Не обязательно! Это обычно какая-то некачественная продукция, если это вещи. Или бывают финансовые аукционы. Главный нюанс кроется в том, что деньги оттуда очень трудно вывести. Сама система будет максимально тебя сталкивать с пути. Им надо только то, чтобы ты больше заносил, а сумма крутилась бы в этой системе. Примерно месяц тебе их не будут давать вывести. У них будут происходить "сбои". У тебя будут повторно просить заявку на вывод средств.
- То есть, аудитория — это такой нравственный барометр?
— Для многих такая реклама — единственный способ нормально прожить, купить какую-то аппаратуру. Так что зрители часто относятся с пониманием. Но если блогер начинает совсем уж с ума сходить, в каждый ролик это пихать, тогда понимание уходит.
- Ты создавал свой видеоблог с мыслью заработать или по какой-то другой причине?
— Мне всегда казалось, что это — идеальная работа. На тот момент, когда я начинал этим заниматься, мне все казалось нереально крутым. Казалось, что если даже придет сто тысяч подписчиков, то сбудется мечта всей жизни. Но когда успех, наконец, приходит, то, понятное дело, хочется больше. Тем более на YouTube такая схема — либо ты постоянно "растешь", либо "падаешь".
К сожалению, нельзя сидеть ровно и сохранять позиции. Постоянно появляются конкуренты. Приходится бороться за позиции и двигаться вперед, если ты не хочешь потеряться. Из-за этого психологически устаешь. А никаких выходных в этом деле нет.
Делать это нужно регулярно
- Что бы ты посоветовал начинающим видеоблогерам? Желательно что-то такое, о чем нигде не прочтешь.
— Во-первых, надо знать, что любой человек, который реально стремится стать блогером, может этого добиться. Самое главное — терпение и способность не опускать руки при неудачах и сложностях.
В-третьих, делать ролики нужно регулярно. Болеешь, устал — тебе нужно постоянно выпускать новые.
- А какая тематика сейчас востребована?
— Не могу давать таких советов. Человек сам должен пытаться в этом разобраться, должен анализировать информацию, и лишь тогда он сам сумеет понять — что правильно, а что нет. Если человек талантливый. Сказать что-то определенное очень трудно.
- Что бы ты ни в коем случае не советовал делать начинающим блогерам?
— Начинать заниматься видеоблогами, если ты к этому не готов. А если уже начал, то не бросать. Потому что поводы все это бросить будут появляться чуть ли не каждый день. Если человек этим полгода-год позанимался, значит, он уже самое трудное преодолел. И осталось только терпеть. А если махнуть рукой, то просто год жизни в трубу вылетит, и все.
- А если чувствуешь, что не хватает харизмы?
— У меня было много и конкурентов, и компаньонов. И мне казалось, что они не смешные, вялые, неинтересные, такие-сякие. Я и в себя-то не верил, а в своих конкурентов или компаньонов я не верил вообще. Мне казалось, что у них вообще ничего не может получиться. Но у всех у них получилось, и они стали реальными профессионалами своего дела. Их любят чуть ли не миллионы. Хотя я не думал, что такие люди могут стать суперпопулярными. А получилось! И я уверен, что они и сами так о себе думали.
Ведь на YouTube — как в шоу-бизнесе. Неважно, какой ты талантливый, главное — целеустремленность.
Дело семейное
- А как объяснить семье, что ты решил стать видеоблогером? Это ведь не самый обычный способ заработка. Как родные приняли твой выбор?
— Мне повезло в этом отношении. Мой отец Алексей Копцев, который работает в IT-сфере, отнесся к моему решению с большим пониманием. Но остальные переживали: на что я трачу время? Какие-то сомнения по этому поводу были даже у отца, но он все равно поддерживал меня больше всех остальных родственников.
А ведь даже я в успех своего предприятия верил не на 100%. Отец помогал в первую очередь советами. Папа у меня — бывший журналист, поэтому он хорошо чувствует ожидания аудитории. Поэтому он мне давал советы стратегического плана.
- А практические?
— Ну, вот, например, у меня был график по выходу роликов. Я выпускал их чуть ли не каждый день. И однажды произошла большая неприятность. Компьютер, на котором я это все делал, "погорел". И было непонятно — полностью ли он отказал или не полностью. У меня, понятное дело, началась паника, потому что срывался график работы. Был и страх, что если ты пару дней ролики не выпустишь, то со статистикой произойдет что-нибудь очень плохое.
И до сих пор очень часто, когда я в гости зайду, мы с отцом можем говорить часами. В процессе этих разговоров все как-то раскладывается по полкам. Кроме как с отцом, я ни с кем больше не могу поговорить на такие темы. Потому что не хватает общего опыта. Есть куча людей, у которых есть узконаправленный, специализированный опыт. Но отец у меня — очень разносторонний.
А если бы таких разговоров не было, я бы загнулся на какой-нибудь ничтожной отметке, и бросил бы все.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.