Иннокентий Адясов, политэксперт – для Sputnik Узбекистан
Как далеко готов пойти президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в реформах, объявленных им за прошедший год? Или все ограничится некими мерами для улучшения имиджа власти? И готова ли эта весьма консервативная страна принять реальную либерализацию (как экономическую, так и политическую), рассуждают сейчас многие эксперты.
Будет ли у сума единый валютный курс?
Был курс черного рынка, был биржевой курс, был и курс Центрального банка (много ниже курса черного рынка), что, конечно, подталкивало к спекуляциям.
Кроме того, юридические лица, работающие в Узбекистане, сталкивались с очень серьезной проблемой – они не могли свободно конвертировать прибыль, полученную в сумах, в другие валюты. Для этого требовалось специальное разрешение органов исполнительной власти, что неизбежно приводило к коррупционным проявлениям.
Судя по всему, новая власть решилась пойти на либерализацию валютного рынка. С конца июня коммерческим банкам разрешено покупать валюту у населения по свободному курсу. Правда, пока купить иностранную валюту в этих банках сами граждане Узбекистана свободно не могут. Но, видимо, в ближайшее время, и это ограничение будет снято.
Узбекистану крайне нужна валюта. События "арабской весны" в странах Ближнего Востока начались, когда власти этих стран отказались субсидировать цены на продукты первой важности (хлеб, сахар, рис, подсолнечное масло).
Власти Узбекистана сделали выводы и явно не собираются отказываться от госдотаций на тот же хлеб (хотя цены на продукты в стране продолжают расти). Но для этого требуется увеличение притока валюты в страну.
В ожидании инвестиций из ЕАЭС
По имеющейся информации, Шавкат Мирзиеев попросил российское руководство значительно увеличить закупки газа из Узбекистана.
По контракту, сейчас "Газпром" ежегодно закупает 4 млрд кубометров узбекского газа. Ташкент хочет увеличить объем поставок до 8-10 млрд кубометров в год и подписать с российским газовым концерном многолетний контракт.
Но проблема в том, что пока России хватает газа собственной добычи, и об увеличении закупок узбекского газа можно будет говорить, только если "Газпром" восстановит поставки на Украину.
Явно с целью увеличения поступления валютной выручки из России Ташкент принял и решение о либерализации экспорта из Узбекистана овощей и фруктов (раньше эта сфера была под жестким контролем государства).
Ну и, конечно, узбекские власти надеются, что Россия увеличит квоты на прием трудовых мигрантов.
Судя по всему, Мирзиеев, в отличие от Каримова, не хочет усиливать экономическую зависимость Узбекистана от Китая и делает ставку на приток инвестиций из стран ЕАЭС, прежде всего из России.
В силу целого ряда обстоятельств западные инвесторы опасаются серьезно вкладываться в узбекскую экономику – прежде всего, из-за опасений потерять свои инвестиции. Тут Ташкенту придется приложить немалые усилия, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность.
И знаковый шаг уже сделан: с 1 августа компании, поставляющие свою продукцию на экспорт, освобождены от обязательной продажи валютной выручки.
Аресты — борьба с коррупцией или передел собственности?
Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Генеральной прокуратуры страны разместило информационное сообщение об уголовных делах "в отношении Каримовой Г.", в СМИ появилось сообщение о помещении ее под арест в следственный изолятор № 1 ГУВД Ташкента. Обвинения в адрес Гульнары Каримовой весьма серьезны.
Казалось бы, начался столь долго ожидаемый обществом Узбекистана процесс очищения. Но многие наблюдатели говорят, что идет банальный процесс передела собственности. А за Гульнарой Каримовой стоят огромные коммерческие интересы.
Так, по мнению ряда экспертов, арест Каримовой может быть спектаклем для Швейцарии – там уже арестованы ее активы, и швейцарская прокуратура не хочет передавать их Ташкенту. Поскольку, мол, в Узбекистане не ведется реального расследования.
Снимаются многие ограничения времен Каримова: скажем, в Ташкенте открыта прописка в случае приобретения жилья. Настойчиво обсуждается информация об амнистии для осужденных по экономическим делам, с легализацией капиталов.
Судя по всему, власти пытаются наладить диалог с представителями исламской умеренной оппозиции. Но в целом Узбекистан так и остается во многом закрытой, особенно для иностранных СМИ, страной. Скоро ли изменится такое положение вещей, пока непонятно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.