— Расскажите о ювелирных традициях Узбекистана. Что характерно для узбекских украшений?
— Ювелирное ремесло в Узбекистане имеет многовековую историю. Наверное, во всех ранних цивилизациях в качестве простейших украшений-амулетов использовались клыки и когти животных, перья птиц… В эпоху бронзы на местных городищах встречаются низки самоцветов, бронзовые браслеты и шпильки с фигурными навершиями, весьма тонкой работы. Античность — это уже высочайший уровень ювелирного дела, что подтверждается уникальными по уровню исполнения находками. Позднее средневековье представлено наибольшим количеством разнообразных изделий.
Конечно, на протяжении веков вкусы на украшения, пусть и медленно, но менялись. Если же говорить об общих чертах узбекских ювелирных изделий XIX — начала XX вв., то это архаичность форм, их связь с древними культово-магическими представлениями, сложносоставная комплектность, использование различных видов техник (ковка, чеканка, золочение, филигрань, зернь, эмаль), изобилие инкрустаций и подвесок.
Ювелирные изделия носили как мужчины, так и женщины. Украшения были показателем социального статуса, принадлежности к той или иной возрастной категории. Главным событием, когда использовался весь комплект украшений, были, конечно, свадьбы.
— Какие металлы и камни традиционно для использовались для украшений? Есть ли у них символические значения?
— Самые популярные металлы, с которыми работали ювелиры, — это, конечно, серебро и золото. Для менее состоятельных слоев населения изготавливались украшения из дешевых сплавов — меди, латуни.
Мягкий блеск серебра напоминает лунное сияние, поэтому серебро считалось металлом Луны. Луна, в свою очередь, по мифологическим представлениям, была воплощением женского начала, поэтому не случайно серебро — самый популярный металл для женских украшений: женщина, носящая серебро, словно попадала под защиту этого небесного светила. Руки, унизанные серебряными кольцами, считались ритуально чистыми.
Яркость золота ассоциировалась с Солнцем, мужским знаком, поэтому мужчины предпочитали этот металл. С ним связывались представления о защите, долгой, здоровой и благополучной жизни, а также силе и власти.
Широкое распространение недорогих сплавов также было связано с их свойствами, часто лечебными. Например, считалось, что медь помогает при вывихах, снимает боль в суставах, снижает давление.
Магическая сила металла органично дополнялась не менее волшебными свойствами камней — драгоценных и полудрагоценных, каждый из которых был призван по-своему защитить от сглаза, болезней и вредоносных сил. Люди настолько были убеждены в лечебных свойствах камней, что даже принимали их внутрь, как лекарство, в виде растолченного порошка.
С серебром прекрасно сочетаются красные камни, и потому самыми популярными в Средней Азии были сердолик и коралл. Камни красного цвета были призваны стимулировать энергетику человека, укрепить защитные функции организма. Именно цвет обеспечивал их магические чары — красный, как символ огня, Солнца, крови, издавна связывался на Востоке с понятием оберегающей силы.
Самым почитаемым и популярным камнем у ювелиров Узбекистана по сей день остается сердолик, который считался камнем любви, здоровья, привлекающим благополучие. Сердолик, вобравший в себя все оттенки красного — от розовато-оранжевого до буро-коричневого, — встречается почти во всех видах женских серебряных украшений. Считалось также, что сердолик способствует благополучным родам, защищает детей. Именно этим камнем чаще всего инкрустировались и мужские перстни. По преданию, пророк Мухаммед сказал: "Кто носит в перстне сердолик, тот непрестанно пребывает в благоденствии", "Носите перстень с сердоликом, ибо поистине он изгоняет бедность".
Столь же популярен был коралл — ожерелья из этого камня дарили женщинам, желая им многочисленного потомства; его носили те, кто боялся потерять любовь мужа, а также бездетные, веря в его таинственную оплодотворяющую силу — считалось, что в бусинах коралла заключены детские души. Множество мелких бусин коралла в одном украшении словно символизирует достаток в доме и многочисленное потомство. Иногда кораллы клали в детскую кроватку для отпугивания злых духов.
Бирюза — мужской камень, символ победы. Однако и женщины ценили ее за насыщенный голубой цвет, прекрасно подходящий брюнеткам.
Многоцветье камней уравновешивалось мягким мерцанием жемчуга и перламутра. Как и серебро, последние считались связанными с Луной, и, соответственно, покровительствовали женщине. Жемчуг считался также камнем, приносящим в дом достаток.
В целом ювелирные изделия были не просто украшением. Их основная функция — магическая защита, гарантия многочисленного потомства.
— Отличаются ли ювелирные традиции в зависимости от региона?
— Действительно, региональные различия существенны. К XIX веку, когда на территории Средней Азии существовало три государства — Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, существовало как минимум четыре ювелирных школы: хивинская, каракалпакская, бухаро-самаркандская, ферганская.
Так, хивинские украшения отличались особо тонкой работой, использованием перегородчатой эмали, многочисленными штампованными подвескам-зернами, богатой инкрустацией. Многие каракалпакские изделия родственны хивинским по форме, но совершенно отличны по стилистике. Для них характерна брутальность, массивность и лаконизм.
Много общих черт имеют комплекты ювелирных украшений Бухары, Самарканда и Ташкента — аналогичны формы и технические приемы. Ювелирное искусство Ферганской долины впитало в себя определенное влияние соседнего Восточного Туркестана. Украшения, изготовлявшиеся в сельских районах, отличались от городских худшим качеством металлов, грубоватостью работы.
До сих пор в отдаленных районах Узбекистана, например, у кунградов Байсуна, популярны плетеные украшения из бисера, которые женщины делают сами: бисер считался сильным оберегом, а множественность бусин ассоциировалась с пожеланиями многочисленного потомства.
— Есть ли какие-то легенды или интересные истории, связанные с ювелирными изделиями?
— Таких историй — огромное количество. Каждое украшение расскажет вам свою, надо лишь к нему присмотреться. Но моя любимая — про амулеты-туморы. Это футлярчики, в которых хранили бумажку с начертанными на ней арабской вязью словами коранической молитвы. Такой тумор был гарантированной защитой от невзгод. Оказалось, что в доисламском прошлом амулеты-футляры овальной формы использовали кочевые скотоводы, но вместо бумажки с молитвой они хранили в них… иглы. Что это вам напоминает? Конечно Кощея Бессмертного! Сломаешь иглу — смерть Кощею. Так и житель азиатских степей — потеряв иглу, как бы лишался магической защиты. Очевидно, в русских народных сказках образ Кощея сформировался в период контактов славян с кочевой степью. Страдая от постоянных набегов последних, славяне сравнивали кочевников со сказочным злодеем, без конца разоряющего их села и города.
Еще одно интересное украшение — бухарская височная подвеска бибишох. Ее название переводится как "рогатая госпожа". Именно так степняки изображали свою любимую богиню Умай — в рогатой короне, и, переходя к оседлому образу жизни, привнесли этот образ в искусство городов.
Вообще, ювелирное искусство Узбекистана несет в себе многочисленные отголоски доисламского времени, несмотря на принятие узбеками ислама.
— Живы ли сейчас ювелирные традиции в Узбекистане?
— На протяжении ХХ века судьба традиционного ювелирного искусства была незавидной — частное производство было объявлено вне закона, тем более карался незаконный оборот драгметаллов и камней. Ювелирное искусство развивалось в рамках государственных фабрик. Конечно, профессиональные художники-ювелиры старались изучать богатейшее традиционное наследие, создавать украшения по мотивам старинных, которые становились как объектом серийного производства, так и выставочными образцами. Одновременно формировалась линия нетрадиционного ювелирного искусства.
Обретение Узбекистаном независимости стало подлинным стимулом для ювелиров — теперь они вновь получили возможность работать самостоятельно. В настоящее время мы можем говорить о множестве тенденций в ювелирном искусстве. Это и подражание классическим старинным изделиям, и использование элементов традиционного орнамента на современных формах, и своего рода интернациональный стиль (уже привычная европейская классика), и авторский ювелирный авангард. Все это разнообразие можно видеть в местных шоу-румах или на регулярно проходящих в столице ремесленных ярмарках.
— Где в России представлены изделия узбекских мастеров? Что это за изделия?
— В России узбекские ювелирные изделия легче всего встретить в Москве. К примеру, уроженка Самарканда Фатима Арифджанова, возглавляющая компанию "Арцул", делает немало для продвижения узбекского прикладного искусства на российском рынке. В том числе она реализует весьма демократичные ювелирные изделия молодых узбекских брендов. В целом ювелирное искусство Узбекистана радует разнообразием стилей и форм.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.