ТАШКЕНТ, 4 сен — Sputnik, Антон Курилкин. Открывало заключительный концерт юбилейного фестиваля военных оркестров "Спасская башня" выступление суворовцев. После легкой трели к ним под ставшую уже классической песню Eye of the Tiger присоединяется почетный эскорт мотоциклистов федеральной службы охраны России с флагами всех стран — участниц фестиваля за десять лет.
Сводный оркестр России, заменив суворовцев, играет "Время вперед" — произведение советского композитора Григория Свиридова. Песня эта известна всем, кто жил в СССР — именно она звучала на заставке программы "Время".
Диктор приветствует высоких гостей фестиваля — сегодня на почетной трибуне нет свободных мест, и посмотреть на одно из главных музыкальных событий собрались высокопоставленные чиновники и военные начиная от министра обороны Беларуси и заканчивая шефом римской полиции.
Первым выступает оркестр коменданта Кремля в дуэте с ротой Президентского полка. Внезапно оркестр, игравший приветственные марши, заглушает сирена воздушной тревоги — таким образом кремлевцы встряхивают трибуны и начинают исполнять один из своих фирменных номеров на фестивале.
К оркестру и солдатам присоединяются брейк-дансеры, лихо отплясывающие под энергичную музыку. В конце к ним даже выбегает один боец из роты почетного караула, а завершает выступление небольшой салют, который заставляет вскрикнуть несколько особо впечатлительных зрительниц.
На этом выступление заканчивается, и на площадь выходит коллектив "без штанов" — оркестр кельтских волынщиков и барабанщиков, которые выступают в килтах всех цветов и расцветок. Показывая отличную строевую подготовку, музыканты, ни на секунду не прекращая играть, маршируют и в конце концов выстраиваются в огромную цифру 10.
Заключительный день фестиваля выпал на третье сентября — Международный день солидарности в борьбе с терроризмом, и кельтские музыканты, возглавляемые бывшим главным волынщиком британской армии, подготовили для этого особый мемориальный номер. Над площадью гаснет свет, и прожектора подсвечивают лишь одинокого волынщика, который начинает играть грустную и протяжную мелодию, а зрители на трибунах встают как один. Волынку прерывает отрывистая команда, и под гордый марш оркестр покидает площадку и уступает место необычным участникам — чилийским всадникам, которые демонстрируют удивительные перестроения и верховые номера.
На смену чилийцам на площадь выходит московский казачий хор, сопровождаемый эскортом кремлевской школы верховой езды. Сменяют казаков кремлевские всадники — кавалерийский почетный эскорт президентского полка.
Кавалерийская пауза заканчивается, и вновь на площадку выходят музыканты — образцово-показательный оркестр Вооруженных сил Беларуси. В этом году они берут зрителей не классическими произведениями и военными маршами, а народными песнями.
Смесь из сельских мотивов, игры военного оркестра и выступления роты почетного караула выглядит привлекательно и необычно, и трибуны благодарят белорусов продолжительными аплодисментами.
Если белорусы сделали ставку на народные мотивы, то армянские музыканты решили брать барабанами в прямом смысле слова — оркестру главного штаба республики аккомпанировала группа "Ереванские барабаны".
Следом за коллективами из Армении на площадь выходит военный оркестр Нижней Австрии. Австрийцы, в отличие от пестрых индусов и разодетых в костюмы разных исторических эпох турков, одеты в скромную серую униформу с белыми портупеями, но отклик на трибунах вызывают не меньше экзотических оркестров армии Индии, Египта и Турции благодаря надежной и проверенной годами программой — если на "Русском марше" Штрауса публика начинает активно прихлопывать, то на "Марше Радецкого" трибуны приходят в состояние экстаза. Не меньший накал эмоций вызывает и выступление президентского оркестра и роты почетного караула президентского полка "Айбын" из Казахстана.
Самый известный свой номер — песню "Улы дала" — музыканты припасли напоследок. Свет гаснет, и видны лишь лампадки в руках девушек-танцовщиц, а грустный и глубокий, пробирающий до самого сердца полуплач-полукрик солистки заставляет зрителей замереть. Внезапно песня ускоряется, и трибуны оживают, а на заключительном номере — специально написанной для фестиваля песне "Спасская башня" — вовсю подпевают.
К суворовцам присоединяются все выступавшие коллективы, образующие вместе огромный сводный оркестр. Они исполняют торжественную увертюру Чайковского "1812 год" — причем, как и планировал композитор, игру музыкальных инструментов дополняют выстрелы пушек.
Заканчивается же фестиваль традиционным "Прощанием славянки", причем все дирижеры по очереди руководят оркестром. Под один из самых известных российских маршей оркестры покидают брусчатку Красной площади, а юбилейный фестиваль на этом заканчивается — но уже за трибунами зрители долго еще не отпускают музыкантов и фотографируются с ними, ведь такая возможность представится теперь только через год.
Напомним, что Узбекистан впервые в этом году также принял участие в музыкальном фестивале "Спасская башня" — честь узбекских военных отстаивал образцово-показательный оркестр Министерства обороны.
Музыканты поразили зрителей некоторыми сюрпризами: во время выступления один из карнаистов удерживал двухметровую трубу лишь губами, продолжая играть.
Узбекистанцы в свою программу включили песню "Учкудук", известную многим слушателям, а также фрагмент из композиции "Я шагаю по Москве", поэтому принимали оркестр в Москве очень тепло.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.