Игорь Николайчук, ведущий аналитик Центра специальных медиаметрических исследований
Дипломаты, эксперты в области международной политики, журналисты с интересом ждали выступления Шавката Мирзиёева в Нью-Йорке в небоскребе на Ист-Ривер, где расположена ООН. Ведь это его дебют в качестве президента большой страны на форумах такого уровня. А для специалистов это еще и смотрины политического лидера, знакомство, пусть и в первом приближении, с его потенциалом, с его планами, с его амбициями.
Поделюсь личными "экспресс-впечатлениями" от выступления, пусть на них и будет виден налет субъективности. Жизнь, если надо, эти субъективные оценки скорректирует. Отмечу главное.
Дополненный черновик
В прошлом году, в период транзита власти в Узбекистане, на Генассамблее выступил министр иностранных дел республики Абдулазиз Камилов. Его речь можно считать черновиком сегодняшнего выступления президента. Это, разумеется, позитивный момент, поскольку в политике шарахания то в одну, то в другую сторону никому не нужны. Многие тезисы, практически без развития, были повторены и Мирзиёевым, например, про экономические успехи страны. Однако по дипломатической части разница видна невооруженным глазом.
Центральным пунктом выступление я бы назвал обращение Мирзиёева к теме демократии и народовластия. Понятно, что республика ищет способы привлечь инвестиции в экономику. Но, увы, не подладившись под либеральный стандарт демократии во внутренней политике, получить деньги у глобалистов сегодня практически невозможно. Лидер Узбекистана весьма изящно решил (или пытается решить, так точнее) эту задачу. С одной стороны, уже имеют место серьезные подвижки по линии соблюдения прав человека и вообще по "гуманитарной корзине" (отменены выездные визы, расширен диалог с правозащитными организациями и пр.), а с другой стороны, народовластие по Мирзиёеву отнюдь не является калькой с американской и вообще с пресловутой либеральной демократии.
"Меняющие облик страны реформы должны сделать власть народа не номинальной, а реальной", — подчеркнул президент. Он упомянул, в частности, что в республике после всенародного обсуждения принята Стратегия обновления страны, которая затрагивает все сферы общества. В республике повсеместно созданы виртуальные приемные президента. После обращения в них более одного миллиона узбекистанцев решили свои насущные проблемы.
Если вспомнить оригинальные системы народовластия, которые пытались создать такие "незападные" лидеры, как Каддафи или Ниязов, то они были отторгнуты западными элитами как "тоталитарные". Со всеми вытекающими последствиями. В нашем случае это исключено.
Молодежь и правильный ислам
Обращение Мирзиёева к молодежной теме носит в контексте места и времени протокольный характер, так сказать, интересная инициатива. Разумеется, против предложения разработать международную конвенцию ООН о правах молодежи никто открыто выступать не будет, однако бюрократы различного ранга и подчинения наверняка спустят все это на тормозах — для развитых стран это не актуально. Но с практической точки зрения такая инициатива вполне оправданна.
Действительно, основной состав международных террористов сегодня — это люди моложе 30 лет, которые не удовлетворены своим социальным положением. Участники нашумевших терактов последнего времени в благополучных европейских странах — это вообще чуть ли не подростки. Так что проблему с правами молодежи так или иначе придется решать.
Тема ислама и его взаимоотношений с мировым сообществом, которую президент Узбекистана затронул в самом конце своего выступления, раскрыта ярко, но деликатно. Вряд ли кто подумает, что власть в республике меняет светский характер на религиозный.
В качестве резюме попробуем сформулировать следующую сентенцию. "Смотрины" Мирзиёева прошли вполне успешно. При этом Шавкат Миромонович еще и раздал всем сестрам по серьгам!..
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.