ТАШКЕНТ, 1 окт — Sputnik. Первого октября в Узбекистане отмечают День учителей и наставников. И, несмотря на то, что он выпал на выходной день, сегодня многие узбекистанцы постараются забежать в гости к своим наставникам или поздравить их по телефону.
Наиля Гарабиевна Енилеева — педагог начальных классов школы №184 Ташкента, воспитавшая за 43 года профессиональной деятельности не одно поколение учеников.
Уже много лет она работает в столичной школе, хотя начиналась ее преподавательская история с Намангана, где в 1974 году она окончила вуз и сразу же попала в стены школы №5 города Касансая.
"Я начинала работать в кишлаке. Хочу сказать, что в районах у нас прекрасные учителя. После той профессиональной школы, которую я прошла там, в столичной школе мне показалось работать проще", — вспоминает педагог.
В Касансае тогда это была единственная школа с русским языком обучения, и приходили туда учиться ребята со всех махаллей. Языка никто не знал, а со школы выходили не только говоря на нем, но и умея писать.
Ташкент, по словам педагога, как современный мегаполис трансформируется, здесь кипит жизнь и сюда устремляется молодежь со всех уголков страны.
Поэтому с каждым годом появляется все больше учеников из регионов, и родители отдают этих ребят в школу с русским языком обучения.
"Вы не представляете, какое это счастье, когда мои ученики начинают рассуждать и легко общаться, я за них спокойна", — подмечает учитель.
В свободное время Наиля Енилеева водит ребят в театры и музеи столицы, приобщая к культуре и истории Узбекистана, а также к мировой классике.
"Даже потом, когда я их выпускаю и они учатся в старших классах, наши отношения продолжаются. Ребята прибегают ко мне обсудить Пушкина, Достоевского. Всегда найду время для них. Ведь и я сама когда-то решила стать педагогом благодаря своей учительнице по русскому языку и литературе, это была любовь на всю жизнь", — говорит она.
"Мы все время сами учимся, потому что сейчас растет другое поколение ребят. Ведь в этих стенах мы занимаемся не только образованием, но и воспитанием, это два параллельных и взаимосвязанных процесса", — говорит собеседница.
В ее жизни было много учителей и наставников. И она сама стала для многих той самой любимой учительницей, которая есть в жизни каждого из нас.
"Столько прекрасных педагогов я встретила на своем пути, узбекских педагогов, именно когда говорят "домла". Они у меня на всю жизнь остались в сердце. В жизни каждого из нас встречаются наставники. Кто-то нас учит, кого-то мы направляем", — отмечает Наиля Гарабиевна.
Она вспоминает, как завуч в первой школе, куда она пришла работать еще совсем девчонкой, учил трепетному отношению к ученикам, их тетрадям, а особенно к классному журналу. Он должен был быть всегда идеально чистым, без единой помарки, кляксы и прочего.
Однажды, вспоминает она, ему кто-то занес именно такой изрядно потрепанный и замазанный журнал. Завучу было плохо. Сейчас это вспоминается с юмором, а тогда как-то строже относились к этим моментам школьной жизни.
"Еще нас учили красиво писать. Я и сейчас уделяю особое внимание этому вопросу. Ко мне часто подходят родители с просьбой оформить обложку практической работы ученика на компьютере. Надо, чтобы у детей пальчики и ручки работали, вырабатывали почерк, с которым они будут жить всю жизнь", — отмечает педагог.
"К кому-то надо ласково подойти, с кем-то надо говорить, как со взрослым, наравне. Дети все разные. Но всегда радует, что у них горят глазки, что они любопытны и стараются стать лучше, больше узнать, когда найдешь к ним эти "ключики", — говорит она.
На самом деле нюансов работы с учениками начальных классов много, это уже зависит от профессионализма педагога. Ведь в первый класс приходят порой и те, кто совершенно не готов к образовательному процессу. Таких детей надо учить сидеть за партой, поднимать руку, когда хочется задать вопрос, и другим тонкостям школьной жизни. Как признается учитель, детей, пришедших из детского сада, или тех, кто готовился к школе в центрах раннего развития, сразу видно.
"К сожалению, немногие ходят в наше время в садик, и в этом плане эти центры служат палочкой-выручалочкой. Если я захожу в класс и вижу, что ручки у ребят перед собой, я сразу понимаю, что ребенок пришел из детского сада или центра", — говорит Наиля Енилеева.
На вопрос, есть ли у нее ученики, которыми можно гордиться, учительница отвечает, что гордится всеми, но особенно теми, кто приходит, не говоря по-русски, а потом едут в Россию и поступают в вузы, при этом часто бывают в списках первыми.
Между тем Наиля Гарабиевна мечтает, чтобы побольше молодых специалистов шли работать в школу, особенно в начальные классы.
"В нашей профессии, конечно же, нельзя без любви. Без нее вообще нельзя жить. А в школе жизнь всегда бурлит и кипит, к этому особенному ритму привыкаешь с годами настолько, что потом становится страшно от мысли, что ведь настанет день, когда не придется идти в школу", — рассуждает педагог.
Сегодня квартира учительницы заставлена цветами, ее телефон звонит.
"Для меня это и день памяти, я вспоминаю тех, кто учил в свое время меня. А еще особенно трепетно, когда звонят мои ученики, которые окончили школу много лет назад. Именно в такие моменты как никогда понимаешь, что живешь не зря и занимаешься главным делом жизни", — подытоживает Наиля Енилеева.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.