ТАШКЕНТ, 16 окт — Sputnik, Антон Курилкин. Так получилось и с системой школьного образования — в середине июня Шавкат Мирзиёев посетил с школу в Учтепинском районе Ташкента и в качестве эксперимента запустил 11-летнюю программу обучения.
Ином Маджидов, министр высшего и среднего специального образования, второго августа заявил о реорганизации половины лицеев — из 144 власти решили закрыть 67. Министр объяснил такой подход необходимостью укрепления связи образовательных учреждений с университетами.
"Мы исходим из того, что теперь в стране у каждого вуза будет только один прикрепленный лицей. Так как в стране 60 вузов — это 60 лицеев. Помимо этого, есть и иностранные учебные заведения, такие, как филиал РГУ нефти и газа имени Губкина, Международный Вестминстерский университет, Туринский политехнический университет и ряд других, которые имеют свои лицеи. Всего их семь. Поэтому будем исходить из этой цифры", — заявил министр.
Впрочем, быстро перейти на одиннадцатилетнюю школу не получится — из-за недостатка педагогов. Проблема нехватки кадров есть уже сейчас — как показал скандал, разразившийся в начале сентября, учителей иногда заменяют библиотекари, уборщицы и старшеклассники.
Дефицит педагогов вызван и созданием 10-х и 11-х классов — как заявил министр народного образования Улугбек Иноятов, из-за реформы возникла необходимость нанять дополнительно 22 тысячи учителей. Восполнить дефицит только за счет сотрудников сокращенных лицеев не получится, так что помогать в этом деле придется и выпускникам вузов.
Проблемы наблюдаются не только с качеством и количеством учителей, но и дефицитом помещений. Из-за этого во многих школах введены вторые смены.
Учи учителя
Помимо подготовки новых кадров в республике планируют серьезно взяться за повышение квалификации уже работающих педагогов. Сейчас, по мнению чиновников, учителя мало занимаются научно-исследовательской работой, а их преподавательскую деятельность невозможно оценить.
Для совершенствования дополнительного образования учителей правительство постановило создать сеть специальных региональных центров для переподготовки и повышения квалификации.
Подчиняться новая структура будет Ташкентскому государственному педагогическому университету — именно он станет базовым вузом.
Еще одно направление работы Министерства образования — борьба со взяточничеством и поборами. Перед учебным годом начальник Главного управления Министерства народного образования Дилшод Кенжаев призвал родителей не сдавать деньги "на нужды школы".
Но, как показала приемная кампания в вузы, главный корень коррупции в системе образования — вступительные испытания. За лето МВД и СНБ республики, что называется, пачками арестовывали отдельных сотрудников институтов и университетов, за взятку пытавшихся устроить вчерашних школьников на студенческую скамью. Отдельные скандалы вызывали и вскрытия "бункеров" с преподавателями, которые по заказу решали за студентов задания.
Проблему решили ликвидировать радикальными методами — отказаться от старой системы, когда каждый вуз организует свою вступительную кампанию. Теперь по всей стране введен Единый государственный экзамен, который будет сдаваться централизовано по аналогии с ЕГЭ в России, Казахстане и Европе.
Школа начинается с сада
Не обошли стороной и дошкольников. Проблемами воспитания малышей и регулированием детских садов будет ведать отдельное министерство. Новому госоргану передали часть полномочий Министерства народного образования.
Было решено повысить возраст приема детей в детсады с двух до трех лет. По словам министра народного образования Улугбека Иноятова, начало обучения с трехлетнего возраста — наиболее оптимальное решение, отвечающее общемировой практике.
В ближайшее время планируется увеличить количество самих детских садов — в республике будет открыто 50 новых дошкольных образовательных учреждений, 1167 действующих ждет реконструкция, а 983 садика — капитальный ремонт.
Впрочем, теперь в воспитании детей и в подготовке их к школе можно полагаться не только на государство — с 2018 года в Узбекистане смогут работать частные детские сады и школы, а для обучения талантливых детей в них создадут грантовую систему.
Об эффективности реформы можно будет говорить только через несколько лет, когда 11-е классы закончат первые ученики, а в случае с частными школами и новой системой детских садов пройдет не менее десятка лет, прежде чем можно будет оценить первые результаты.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.