Интрига показа
Перед нами тот случай, когда с сугубо российским кинопроектом произошло невероятное чудо. Его подхватили в самом Голливуде, притом чуть ли не самая известная студия — Walt Disney Pictures. Это круто? Вне всяких сомнений.
Но если пропустить голливудский профессионализм через круги ада российского кинопрома, то еще не известно, кто кого победит.
Скорее всего, конечно, бессмысленный и беспощадный молох отечественного кинопроизводства переварит все в труху, выдав в качестве итогового продукта помпезную пластмассовую поделку. Но может ведь быть и так, что голливудская мастеровитость встанет-таки костью в горле киноделов, застопорит отработанный механизм, да и заставит работать как надо.
И еще, конечно, было интересно посмотреть на Константина Лавроненко. Этот прекрасный трагический актер как-то оказался задействован в этой постановке. Понимаю, что сравнение некорректно, но представьте себе ну, хотя бы Энтони Хопкинса в дурилке типа "Губка Боб Квадратные Штаны". Примерно такой же был разогревающий любопытство когнитивный диссонанс.
Заставка и затравка
Но вот фильм начался. Начался с очень любопытной и показательной заставки, о которой даже стоит сказать отдельно. Сначала по экрану горделиво расплылся диснеевский логотип с замком и радугами. Но, как говорили классики, чу! Что-то не то было с этой заставкой. Ну да — через, в общем-то, знакомый и многократно виденный пейзаж пробежала вдруг избушка на курьих ножках.
Дальше появилась заставка российская.
"Желтое, черное да белое представляет", — гласила она посредством сказочного шрифта.
Ну тут понять несложно — перевели на русский название отечественной компании-производителя Yellow, Black and White. Нормальный креатив.
Но к концу заставки стало вдруг чудовищно. Возникла не то пауза, не то кривой монтажный стык. И после этого стыка экран заполонило что-то громоздкое, корявое, черно-белое.
Оказалось, что это логотип российского Фонда кино. Ужасающий логотип этот способен в долю секунды вселить уныние в самое развеселое сообщество людей. Вот и зрители в зале притихли. Не то проникшись серьезностью, не то придавленные жутким лого фонда.
Что сказать про этот батальный эпизод? Российские кинематографисты, видимо, освоили новую технику съемки батальных сцен. Когда герой наносит удар, а потом все замедляется, как сквозь масло идет, а потом — р-раз! — и опять все быстро! И оплеуха такая смачная на финише. Наверное, это считается круто. Вон в трейлере еще не вышедшего фильма "Евпатий Коловрат" таких драчек полно. И тоже в богатырских доспехах.
А над полем битвы парит белая птица. Она, понятно, нарисована на компьютере, но настолько плохо нарисована, что за киношников даже стало неловко. Как они эту летучую бестолочь голливудцам-то показывали?
В гостях у сказки
В первой своей половине фильм воспринимался исключительно со скрипом. Главный герой вызывал не то чтобы неприятие, но томительное чувство, передать которое, наверное, можно словами: "Ну и зачем он здесь?". Это напыщенный юнец с отчетливой склонностью к жульничеству. Он живет в московской жилплощади с любовно выстроенным интерьером, промышляет "экстрасенсом" на телевидении.
И вот этот вот жуликоватый юнец оказывается сыном Ильи Муромца, наследником престола сказочного мира. Последним, по сути, богатырем. Из этого можно, конечно, вывести нерадостное умозаключение: последний, мол, богатырь — и то жулик, клейма ставить негде. Куда же ты катишься, Русь-матушка?
Потом действие перемещается в сказочный мир, кстати, красивый, похожий не то на Швейцарию с теремками, не то на Алтайский край с ними же. Акклиматизация зрителей к этому миру проходит не очень легко. Много заусенцев, о которых цепляется восприятие, много моментов, когда хочется воскликнуть: "Не верю!". Это только герой-мошенник легко скользнул в этот мир. А зритель все бока занозами исколет, пока освоится.
Возможно, так происходит потому, что задействованы очень уж затертые, очень уж известные сказочные существа: Баба-Яга, Кощей, Царевна-Лягушка. Более истрепаны только Дед Мороз со Снегурочкой. Но их, по счастью, в фильме не случилось.
Но и положительные герои не особо лучше. В действии в начале фильма явно отсутствовала какая-то сюжетная пружина, какая-то деталь, которая придала бы достоверности, заставила бы вцепиться в подлокотники кресел и наконец от души похохотать над приключениями героев, которые до поры вызывали лишь печальную неловкость.
Добры молодцы
Но вдруг что-то произошло, и кино стало другим! На экране появляется уморительно смешная реприза с участием Стаса Михайлова (секретов не раскрываю), которая, собственно, является первой по-настоящему смешной сценой в фильме. И дальше мы начинаем смотреть просто хороший фильм.
Я не знаю, в чем тут дело. Может быть, неожиданно сработал закон о перерастании количества в качество. Или тренер условной сборной Голливуда устроил своей команде разнос. Или на съемочные локации пришел Хоттабыч и заколдовал всю съемочную группу. Но фильм вдруг стал чудо как хорош. Заиграли краски, возникло доверие к героям и даже сопереживание! Стало хорошо и смешно.
К концу фильма перед нами действительно предстала хорошая и добрая, вполне диснеевская сказка, преодолевшая ухабы старта и бодрой избушкой на курьих ножках поскакавшая по дорогам фантазии.
А то, что фильм стал к концу просто чудо каким хорошим, — заслуга, может быть, и не условного Голливуда (тем более что американские фамилии в титрах, может, и есть, но глубоко, наверное, спрятаны), а российских удальцов-кинематографистов, которые — прямо как герой фильма — из оболтусов стали вдруг добрыми молодцами.
В финале "Последнего богатыря" возникает то странное ощущение, когда не хочешь, чтобы фильм кончался. Есть предчувствие, что дальше дерзкие талантливые смельчаки пересекут границу между талантом и гениальностью да как поразят зрителя стрелою каленою, да в самый центр зрительского удовольствия. Но нет. Пошли, к сожалению, титры финальные.
Кощей громадной силы
И об актерах. Исполнитель главной роли Виктор Хориняк знаком зрителям сериала "Кухня". Но субъективно скажу, что на старте его игра немного раздражает. Потом, правда, привыкаешь.
То же самое с Бабой Ягой в исполнении Елены Яковлевой. Трешь глаза, вдруг опознав в клошарского вида нечистой силе ту самую звезду еще советского экрана. Отмыть ее хочется, пожалеть. Понятно, что бабка-ёжка — роль в своем роде этапная. Но вжиться в этот образ Елене Яковлевой, как мне кажется, не удалось. Что и хорошо на самом деле, поскольку впереди, будем надеяться, у нее много прекрасных ролей.
Примечательна и парочка злодеев. Это очень красивые люди — Екатерина Вилкова и Евгений Дятлов. Своих злодеев они отыгрывают без кривляния, а холодно и надменно. Как, в общем-то, и надо.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.