ТАШКЕНТ, 25 окт — Sputnik, Антон Курилкин. Проблемы с документами, недобросовестные работодатели и суровые законы — об этих и других проблемах трудовых мигрантов в России Sputnik Узбекистан рассказал юрист Батыржон Шерматов, который уже 12 лет оказывает иностранным работникам правовую помощь.
— Вы 12 лет работаете с мигрантами, какие основные проблемы возникали у людей?
— В разный период времени — разные проблемы, они постоянно меняются.
После финансового кризиса 2008 года много обращаются по проблемам с работодателями — обманывают с зарплатой, не платят.
В 2009 году добавились жалобы с квотированием и оформлением документов. Ведь раньше как было — можно самостоятельно прийти и оформить все нужные документы. Теперь компании должны за год подавать заявку на квоту, получать ее, и потом только набирать людей. То есть заранее вы должны знать, сколько граждан, каких стран, каких специальностей вам будет нужно. Но это бизнес, все быстро меняется — сегодня вам нужно 30 человек, а через год нужно уже будет 50.
А тут еще и требование заранее указать страну — например, вы планировали нанять людей из Таджикистана, а появилась хорошие работники из Армении или Кыргызстана.
Это продолжалось достаточно долго, пока после долгих переговоров между министерствами и ведомствами появилась идея трудовых патентов.
Но проблема в том, что каждый раз, как принимаются новые законы, чиновники не учитывают, сколько в России трудовых мигрантов — и каждый раз, как вступают в силу поправки, госорганы оказываются не в состоянии быстро переоформить всем документы.
Например, построили центр в Сахарово и отменили возможность продлить или оформить патент в Москве. У них сейчас пропускная способность семь тысяч человек, а когда его открывали, он был еще не достроен и мог за день оформлять меньше людей.
А всем, кто работал в Москве, нужно было быстро переоформить документы — огромная толпа, люди очень долго стояли в очередях, там даже умер гражданин Таджикистана — так тяжело было.
Зачем надо было так делать? Ведь все равно люди придут оформлять документы. Это как с паспортами новыми — никто же не менял их одномоментно, этот процесс растянули на несколько лет. Чиновники понимают, что будет, если 145 миллионов человек пойдут менять паспорта. А то, что в России 10 миллионов трудовых мигрантов, какая это масса людей, они до конца, как мне кажется, не осознают.
Процедуру можно значительно упростить, если отправлять это уведомление онлайн. Но такой возможности нет. Почему бы не взять опыт той же налоговой, где не то что уведомления — можно декларации отправлять через сайт. Государству упрощение подачи документов выгодно — возникает меньше возможностей для коррупции. Но об этом не задумывается никто.
— Почему люди зачастую обращаются к компаниям-посредникам?
— Во многом это происходит из-за усложненного порядка регистрации и приема на работу, да и проблем с миграционным учетом хватает. К примеру, у любого иностранца есть обязательство в течение семи рабочих дней встать на учет, но возможности самостоятельно зарегистрироваться нет. Он должен действовать через приглашающую сторону, а люди не хотят заниматься этим: нет времени, сохраняется страх, что можно лишиться жилья (хотя по закону временная регистрация не дает права претендовать на жилплощадь).
Компаниям, чтобы соблюдать все требования закона, в отдел кадров нужно нанимать специального сотрудника, который каждый день проверяет, не просрочен ли патент, не просрочена ли у иностранных работников регистрация, заниматься документооборотом, и если оплата просрочена хотя бы на один день, то нужно срочно увольнять сотрудника, иначе — штраф в один миллион рублей.
Вновь работник вынужден обращаться к посредникам. Причем, когда обсуждают вопросы миграции, никто не обращается к работодателям, никто не знает об их проблемах. И получается, что официально оформлять людей очень сложно — риски штрафов, постоянная головная боль с документами.
Государство пытается бороться с нарушениями ужесточением законодательства, тем самым только усугубляя проблему. Поэтому мигранты часто вынуждены просить помощи, в том числе юридической.
— Как вас находят люди?
Со временем создали несколько групп в соцсетях, а в 2015 году запустили приложение "Мигрант". Приложение простое, работает на трех языках — это наша фишка. Идея программы тоже проста — мы напрямую сделали кнопку, чтобы зайти на сайт ФМС и проверить свой статус — найти эту информацию самостоятельно на сайте было очень сложно.
— Как пришла идея создать приложение?
— Это долгая история и, как ни странно, она связана с такси.
Я раньше не особо интересовался темой приложений, да и в соцсетях сидел мало — как оказалось, зря.
В то время к нам часто обращались таксисты за консультациями и мы были в курсе ситуации на рынке.
И мы подумали, почему бы нам не сделать простое и понятное приложение? В итоге сейчас у него уже 150 тысяч скачиваний только на Android.
— Есть ли планы по дальнейшему развитию приложения или других источников информации и коммуникации для мигрантов?
— После запуска разработка остановилась — не хватает времени. Идеи по развитию есть, но мы пока больше занимаемся соцсетями — у нас больше десяти групп, ежедневно отвечаем на вопросы. Создали и свой сайт migrant.mobi — пишем статьи, снимаем видеоролики.
Сейчас планируем обновить приложение — объединить его с сайтом, подключить новые кнопки, какие-то полезные функции — например, напоминание об оплате патента. Концепция такая — чтобы человек мог зайти через приложение и найти все, что ему нужно.
Думаем еще и о том, как интегрировать потенциал социальных сетей. В наших группах уже сложилось определенное сообщество — люди ищут работу, жилье, иногда и потерявшихся людей. Планируем сделать что-то вроде доски объявлений. Надеюсь, это облегчит жизнь многим людям и позволит им оперативно решать возникающие вопросы.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.