ТАШКЕНТ, 7 ноя — Sputnik. Всего лет 30 назад 7 ноября весь Ташкент, как и многие другие города Союза, был усыпан флагами, растяжками с лозунгами, по центру города проходили колонны военных, спортсменов, пионеров и представители еще десятка других профессий.
Огромная страна отмечала, пожалуй, свой главный праздник — День Октябрьской революции, ставший фактически днем основания страны, которой сегодня нет ни на одной карте мира, ни в головах юных и не очень узбекистанцев.
В начале 90-х годов Узбекистан вступил в новую для себя эпоху независимости после более чем векового пребывания под протекторатом сначала царской, а потом и советской России. Для укрепления собственной власти выходцы из компартии, получившие бразды правления республикой, стали рьяно уничтожать все остатки советского прошлого.
В современном Узбекистане достаточно сложно найти что-то из советской символики. Знающие люди, конечно, видят, как на закатанных на скорую руку в цемент или закрашенных краской фасадах некоторых государственных учреждений или обычных многоэтажек проступают то тут, то там символы ушедшей эпохи. Но узнают их только жители старшего поколения. Сейчас не только молодежь до 25, но и многие узбекистанцы, преодолевшие рубеж 35 лет, практически ничего на знают о былом величии.
Корреспонденты Sputnik опросили на улице прохожих, задав всего пару вопросов: знают ли они, что сегодня за праздник и кто такие Лев Бронштейн (Троцкий), Владимир Ульянов (Ленин), Надежда Крупская, Владимир Маяковский, Иосиф Джугашвили (Сталин).
Как и ожидалось, молодое поколение узбекистанцев практически не знает героев революции по настоящим именам. Сказались пропасть в 27 лет, когда из книжек по истории тщательно вымарывалась история СССР, а также снижение уровня образования и отсутствие учителей истории.
При этом интересно, что советское прошлое все же нашло свою нишу в современном Узбекистане, сохранившись в качестве нарицательных названий многих улиц и районов. Например, в Ташкенте есть станция "Буюк Ипак Йули", которую в народе называют по старинке "Максимка", по аналогии с бывшим названием станции "Максим Горький".
Здесь время делает забавную петлю, как бы прокладывая путь между советским прошлым и независимым будущим. Так, рядом есть автостанция, где каждый день сотни маршруток везут людей в разные концы города и Ташкентской области. И за стеклом практически у каждой, рядом с табличкой с маршрутом, гордо красуется название "Горький". А ведь прошло уже 27 лет, но эта табличка все никак не уйдет в прошлое. Да и водители маршруток, молодые и не очень мужчины, уже практически и не знают, что это псевдоним советского поэта. Вот так и ездят они из Узбекской ССР в независимый Узбекистан, разрываясь между прошлым и будущим, и таких примеров по всей стране можно насчитать десятки.
И примеры этому есть — тот же широко отмеченный 100-летний юбилей Шарафа Рашидова, который при прошлом президенте, мягко говоря, был не в особом почете. Или новая политика, нацеленная на восстановление связей с соседями.
В общем, похоже, что после нескольких десятилетий метаний, поиска выдуманной самоидентичности, республика снова возвращается на круги своя. А это значит — любить свою историю, какой она бы ни была, понимать, что ближе бывших республик Союза у нас никого нет.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.