ТАШКЕНТ, 13 ноя — Sputnik. Центральная Азия давно привлекает внимание ведущих мировых держав, особенно в связи со значительными региональными политическими процессами, происходящими в ряде государств. Однако помимо позитивных тенденций, нарастающего сотрудничества и политики открытости есть и серьезные риски, которые необходимо учитывать.
Да и состав участников был впечатляющим — от принимающей стороны президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, главы и представители МИД всех пяти стран Центральной Азии, а также Афганистана, Ирана, Индии, Пакистана и Турции, председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Рашид Алимов, замглавы МИД РФ Александр Панкин, а также генсек ОБСЕ Томас Гремингер, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и десятки экспертов из России, Азии, Европы и США.
Палитра мнений оказалась весьма яркой, и, несмотря на различные подходы тех или иных стран, все сошлись на том, что Центральной Азии пора самостоятельно вести региональную политику и действовать в своих интересах по всем направлениям без ущерба для соседей.
Узбекский взгляд
Открыл конференцию президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который своим выступлением, по сути, задал вектор и тон всей последующей дискуссии.
В начале своей речи глава государства упомянул о стратегическом положении региона, который граничит с такими державами, как Россия и Китай, а также остается одним из ключевых транзитных узлов на пути между Востоком и Азией.
"Регион богат природными ресурсами, здесь накоплен уникальный культурно-цивилизационный потенциал, оказавший определяющее влияние на развитие целых стран и многих регионов. В то же время в Центральной Азии пересекаются интересы мировых держав, регион примыкает к очагам нестабильности и конфликтов, испытывая на себе все негативные процессы, происходящие в ближнем и дальнем зарубежье", — подчеркнул Мирзиёев.
В этой связи он задается риторическим вопросом: как дальше будет развиваться этот регион — по пути сотрудничества и прогресса или через постоянные противостояния и соперничество. Отвечая на свой вопрос, он выразил позицию Ташкента по разрешению всех имеющихся конфликтов с необходимостью проведения взаимовыгодной и добрососедской политики в регионе.
"Наша общая цель — превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион. Для этого нам необходимо устранить условия и причины, провоцирующие и подпитывающие конфликтный потенциал, обеспечив сопряжение национальных перспектив с региональными приоритетами", — подчеркнул президент.
Еще один и, пожалуй, главный инструмент объединения усилий всех стран ЦА по развитию региона и каждой страны в частности — это создание консультативного совета глав государств Центральной Азии, которые бы могли в таком формате обсуждать региональные проблемы и находить наилучшие пути их решения.
Еще одна инициатива — сугубо экономическая — создание регионального экономического форума, который бы позволил вывести торговлю и инвестиционную политику в регионе на более высокий уровень, а за 10 лет, по оценкам ООН, эффективная кооперация повысит ВВП региона как минимум вдвое.
Отдельное направление, которое Узбекистан намерен продвигать, — транспортная инфраструктура. В частности, Ташкент предлагает разработать общую программу развития, а уже в следующем, 2018 году провести форум по этой сфере.
Тезисы по вопросам безопасности в выступлении узбекского лидера в основном перекликались с его недавним докладом с трибуны ООН — поддержка молодежи, развитие и укрепление в сознании верующих истинных ценностей ислама, а также, что вполне логично, окончательное решение пограничных проблем.
"Центральная Азия — это уникальный регион возможностей и огромного нереализованного потенциала. Обеспечение устойчивого развития, стабильности и процветания в регионе — общая и вполне выполнимая задача, а конференция в Самарканде станет еще одним шагом к построению нашего общего центральноазиатского дома", — заключил Шавкат Мирзиёев.
Таким образом, глава Узбекистана в очередной раз обозначил свои приоритеты в Центральной Азии, высказал позицию по методам борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также предложил соседям наконец забыть об имевшихся когда-то противоречиях и перейти к конструктивном региональному сотрудничеству, что называется, собственными силами. Соседи, судя по выступлениям глав МИД других стран ЦА, идею восприняли позитивно.
Европа наблюдает и одобряет
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини подчеркнула особые культурные традиции и богатейшую историю Центральной Азии, особенно Самарканда, заметив, что даже спустя несколько десятилетий существования СССР народы не забыли о своей культуре и своих обычаях.
Также Европа заинтересована в наращивании сотрудничества с ЦА в сфере торговли, что дает ей возможность выйти на новый почти 70-миллионный рынок. Для этого, по словам верховного представителя ЕС, необходимы реформы в экономической сфере, а также развитие правовых и финансовых институтов, что уже сейчас активно проявляется.
Еще один аспект сотрудничества — гуманитарное взаимодействие: так, тысячи студентов ежегодно обучаются в ЕС, получают знания и вкладываются затем в национальные экономики.
Таким образом, Евросоюз выразил всестороннюю поддержку развитию кооперации и интеграции в ЦА, что придаст новый импульс для региона и станет еще более привлекательным направлением для торгово-экономических связей и инвестиционных проектов. При этом ЕС продолжит участвовать в гуманитарных проектах, а также поможет решать проблемы экологии и водопользования.
Между нами говоря
От европейского ракурса вновь вернулись к внутриазиатской дискуссии, предоставив слово главам и представителям внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран.
Первым на трибуну поднялся министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов, который после приветственных слов и комплимента руководителю Узбекистана решил, в отличие от прочих своих коллег из ЦА, продолжить выступление по-английски.
Среди инициатив самой большой по площади республики Центральной Азии — создание в регионе собственной зоны мира и безопасности.
"Президент Нурсултан Назарбаев в своем политическом обращении к Совету Безопасности ООН в начале 2017 года предложил создать модельную зону мира, безопасности и сотрудничества в Центральной Азии и Афганистане, откуда дух доверия и сотрудничества будет распространяться на соседние страны и регионы", — отметил Абдрахманов.
Министр пояснил, что некоторые элементы такой зоны уже имеются, включая сотрудничество в рамках Международного фонда спасения Арала, функционирование зоны, свободной от ядерного оружия, деятельность Центральноазиатского регионального информационного координационного центра (ЦАРИКЦ) и другие.
Кроме того, Казахстан намерен созвать открытые дебаты высокого уровня по вопросам международного мира и безопасности, а также министерские дебаты по Центральной Азии и Афганистану.
Глава МИД Кыргызстана Эрлан Абдылдаев также внес ряд конкретных предложений, достойных общего обсуждения, начиная с необходимости сохранения ледников в верховьях гор и заканчивая урановым наследием, которое несет серьезные риски для ЦА.
Кыргызстан также поддержал инициативу Ташкента о регулярных встречах на высшем уровне для укрепления связей стран ЦА.
"Мы хотим видеть наш богатый регион политически стабильным и экономически процветающим", — отметил министр, поэтично закончив свое выступление цитатой Чингиза Айтматова о взаимопонимании, благодаря которому, вопреки разногласиям, можно идти к общей цели.
Руководитель внешнеполитического ведомства Таджикистана Сиррожиддин Аслов сделал в своем выступлении акцент на проблему безопасности, что вполне закономерно, если участь серьезную угрозу в виде нестабильного Афганистана. Для решения этой сложной проблемы дипломат призвал соседние страны и западных партнеров проявить солидарность в этом вопросе, так как стабильная и крепкая граница Таджикистана с Афганистаном — залог спокойствия и далеко за пределами ЦА.
Схожие проблемы и у Туркменистана, который все активнее начинает участвовать в жизни региона, особенно по гуманитарному содействию в урегулировании афганского конфликта, а также в вопросах экологии. Что касается безопасности, то, по словам заместителя премьера Туркменистана Рашида Мередова, у страны высокий транспортно-логистический потенциал, который можно использовать на благо всех остальных государств ЦА.
В целом же соседи показали солидарность по ключевым темам, хотя, как позднее заметят эксперты, некоторые амбиции и собственные интересы отдельных стран все еще не дают возможности для полного и бескомпромиссного согласия.
Транспорт, толерантность и заслон от террора
Если представители стран региона больше сосредоточились на имеющихся задачах и проблемах, то руководители СНГ и ШОС предпочли напомнить и об успехах в рамках этих двух проектов, что показывает эффективность подобной слаженной работы.
При этом нельзя забывать и об экономических связях, особенно о трансграничных транспортных маршрутах в регионе, которые соединяют страны, как артерии. Это позволит заметно укрепить экономики всего региона.
Как затем добавил Алимов, лучше пусть сами народы Центральной Азии определяют свою судьбу, создавая подобные консультационные советы и наращивая кооперацию, чем это будет происходить с помощью внешних сил.
При этом, подчеркнул Лебедев, не стоит в борьбе с терроризмом опираться лишь на силовые меры, необходимо действовать и превентивно, борясь с первопричиной развития терроризма и экстремизма, создавая благоприятные условия для жизни в регионе.
Российскую делегацию на форуме представлял заместитель министра иностранных дел Александр Панкин, который призвал активизировать взаимодействие в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, а в экономическом плане — ЕАЭС.
"Россия была и остается стратегическим партнером для стран Центральной Азии. За последнее время РФ направила на поддержку устойчивого развития стран этого региона в общей сложности 6 миллиардов долларов. Для борьбы с общими угрозами необходимо активнее задействовать уже зарекомендовавшие себя структуры, например, РАТС ШОС", — подчеркнул российский дипломат, пожелавший центральноазиатской пятерке процветания и стабильности, заверив в полной поддержке этих начинаний со стороны РФ.
Меж Востоком и Западом
В продолжившейся дискуссии слово получили представители практически всех частей света, начиная от соседних Афганистана, Пакистана, Индии, Ирана и Китая, и заканчивая, казалось бы, далекими Японией и США. Каждая страна по-своему видит участие в центральноазиатских проектах, делая упор на те или иные сферы.
Пока США стараются сверху наблюдать за происходящим вокруг Афганистана, между этой страной и ее соседями — Пакистаном и Ираном — складываются не совсем гладкие отношения, что проявилось даже в рамках дискуссии.
Афганистан сейчас главная точка нестабильности в регионе, где чуть ли не 40% составляют талибы, а террористы просто воспользовались существовавшим вакуумом власти, уверен советник министра иностранных дел Пакистана Насир Хан Джануджуа. По его словам, стране не хватает сильного лидера, за которым бы пошла большая часть населения.
В этом контексте для стран ЦА такое соседство выглядит тревожным. Обладая всеми возможностями и ресурсами, полагает представитель Пакистана, центральноазиатской пятерке необходимо сотрудничать, а не конкурировать, чтобы вместе противостоять возможной угрозе.
Иран же в этой части выступил в роли некоего третейского судьи, призвав страны-соседи провести представительный форум по афганской проблеме, которую необходимо решать исключительно в комплексе, а не только в одном из форматов.
Несмотря на совершенно разный подход представителей стран Востока, Азии и Запада, у всех сложилось единое мнение, что новый формат взаимодействия в ЦА нужен, и регион уже в состоянии самостоятельно решать многие проблемы при участии международных организаций и при сохранении взаимовыгодных связей с третьими странами. Многое должна прояснить и показать наметившаяся встреча глав государств ЦА, если, как было заявлено, она состоится ближайшей весной в Астане или где-то еще на просторах одного из ключевых на сегодняшний день регионов мира — Центральной Азии.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.