Театр движения "Лик": возможности тела неограниченны

© Sputnik / Рамиз БахтияровВыступление интегрированного театра движения "Лик"
Выступление интегрированного театра движения Лик - Sputnik Узбекистан
Подписаться
В Ташкенте прошел юбилейный вечер интегрированного театра движения "Лик", приуроченный к Международному дню инвалидов

АШКЕНТ, 22 ноя — Sputnik. Через несколько дней театр движения "Лик" отметит 35-летие. Пятнадцать лет коллектив работает в интегрированном составе: здесь играют как профессиональные актеры, так и люди с ограниченными возможностями здоровья. Кто-то не видит, другие не слышат, есть и актеры, которые передвигаются с помощью инвалидных колясок. Но когда они выходят на сцену, все их проблемы со здоровьем исчезают, зритель погружается в восхитительный мир танца. Ведь мы все идем в театр за этим невероятным путешествием души, ума и тела.

© Sputnik / Рамиз БахтияровВыступление интегрированного театра движения "Лик"
Выступление интегрированного театра движения Лик - Sputnik Узбекистан
Выступление интегрированного театра движения "Лик"

В юбилейный вечер на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана (АРДТУ) "Лик" показал "Импровизации на темы жизни", куда вошли лучшие фрагменты из ранее поставленных спектаклей. Хореографическое действие рассказало о том, как молодые люди с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, ищут точки соприкосновения с другими людьми и с миром вообще.

Лилия Севастьянова — основательница и художественный руководитель театра движения "Лик" рассказала корреспонденту Sputnik о жизни своего уникального коллектива.

Инвалидная коляска - Sputnik Узбекистан
На предприятиях Узбекистана 10% рабочих мест оставят для инвалидов
— Начало у нашего театра, в интегрированном именно составе, было не очень простым, казалось иногда, что совсем ничего не получалось. Почему вообще произошла эта работа с ребятами с особенностями развития? В 1996 году в качестве хореографа я работала во Франции, занятия вела по танцевальной импровизации. И ко мне в группу попала девочка на костылях, спросив, может ли она заниматься. Я ответила, что да. Ведь есть много упражнений, которые можно делать сидя: кистью например, плечами, головой. А по правилам того заведения, где проходили занятия, по итогам работы надо было показать результат. Я поставила спектакль и дала этой девушке финальную сцену.

С актерами в нашем театре движения в Ташкенте, а он существует с 1982 года, мы всегда искали "исходное" в движении. То есть мы не просто придумывали, как поинтересней сработать мышцами, суставами, а был важен тот момент, который рождает движение. И когда я дала той французской девушке определенную тему, она вдруг воспарила душой, за ней потянулось все тело, и руки стали подниматься вместе с костылями, которые в тот момент смотрелись уже как крылья.

Именно тогда я впервые увидела и поняла, что настоящий театр находится глубоко в нас, он работает на уровне души, и тело уже как бы отпадает. Важно то, что происходит с душой. Утвердившись в этой позиции, я поняла, что настоящий, глубокий театр можно сделать с любым человеком, если у него есть что сказать.

Вернувшись из Франции, я рассказала эту историю в одном из интервью в Ташкенте, и меня пригласили поработать хореографом в реабилитационном центре КРИДИ.

© Sputnik / Рамиз БахтияровЛилия Севастьянова — основательница и художественный руководитель театра движения "Лик"
Лилия Севастьянова — основательница и художественный руководитель театра движения Лик - Sputnik Узбекистан
Лилия Севастьянова — основательница и художественный руководитель театра движения "Лик"

— Ваш театр выступает часто на сцене АРДТУ. Может быть, настало то время, когда должна появиться своя сцена, и вы нуждаетесь в чьей-то помощи?

— Сцены у нас своей никогда не было. Из-за того, что ее нет, не можем часто выступать, нет административного центра, который бы занимался этими вопросами. Поэтому все не так просто.

СПУТНИК_Конкурс красоты среди женщин на инвалидных колясках в Москве - Sputnik Узбекистан
В Москве прошел конкурс красоты для девушек в инвалидных креслах
Мы ждем, когда на нас обратят внимание. Мне кажется, еще знаете, в чем время настало — зритель ищет. Мы приезжаем в Москву, и нам говорят, мы столько всего видели, но то, что показываете вы, мы не видели никогда. И дело здесь не в том, что у нас участвуют инвалиды, а в том подходе и той методике, с которыми мы работаем. Это очень трогает людей. Они это связывают с собой, и получается такой отклик, такая связь между зрителями и актерами. Люди ждут очень искреннего искусства, не придуманного. У нас ведь вообще ничего не придумывается в театре. Все сюжеты уже прописаны жизнью, плюс стремление к преодолению, к совершенству.

С нашим театром произошел такой интересный случай. В 2015 году мы впервые выезжали в Екатеринбург, принимали участие в конференции "Культура и социальная ответственность". Тогда мы выступали в качестве примера инклюзивного театра, такого рода театров не было. А в этом году мы снова побывали там, и были приятно удивлены, увидев профессиональную команду. В Екатеринбурге прошел фестиваль "Синяя птица инклюзив".

© Sputnik / Рамиз БахтияровВыступление интегрированного театра движения "Лик"
Выступление интегрированного театра движения Лик - Sputnik Узбекистан
Выступление интегрированного театра движения "Лик"

А о сцене АРДТУ можно сказать только одно: она великолепна, и мы очень благодарны, что уже столько лет сотрудничаем с этим театром. Я сама проработала здесь много лет балетмейстером. И когда создала свой театр, надо было показывать где-то наши постановки. Руководство Русского драматического театра пошло на встречу. Здесь мы играли еще не в интегрированном составе. А с 2004 года практически каждый год играем уже с актерами-инвалидами. На наши первые постановки практически никто не приходил, тогда было трудно донести сочетание "искусство и инвалидность". Сейчас зал полный, и те люди, которые впервые сюда попадают, потом приходит снова, уже не одни.

Ставим спектакли и репетируем мы в здании Республиканского ТЮЗа, у нас там свой репетиционный зал, и руководство театра создает условия для колясочников, например. Наши двери всегда открыты для всех желающих.

— У вас есть какие-то секреты работы с особенными актерами?

Пустая инвалидная коляска - Sputnik Узбекистан
В Узбекистане 3 декабря станет днем поддержки инвалидов
— За многие годы работы с профессиональными актерами я создала свою методику импровизации, это и обусловило мой особенный подход к людям с инвалидностью. С ними невозможно работать в таком роде: сделай так или повтори вот так. Это совершенно невозможно.

Методика основа на том, чтобы понимать друг друга, чувствовать, забывать о себе, то есть должно происходить единение всех участников действа. Такой язык понимает тело, ведь у нас есть люди незрячие, глухие, и им не обязательно слышать для этого. Они чувствуют душой. На сцене происходит разговор именно на уровне единения души, через преодоление своей ограниченности в чем-то.

— Откуда в вас это желание работать именно с этими людьми и делать то, что вы делаете?

— Это все не просто так произошло. Жизнь сама меня вела к этому, начиная с моего детства, когда я жила в маленьком поселке в Ферганской области. Мы знали, что у нас есть несколько домов, в которых живут инвалиды. И все это было покрыто такой мглой, безысходностью, их никто и никогда не видел, члены их семьи всегда были закрыты и ни с кем не общались. Много таких примеров было. Помню, мальчик с умственной инвалидностью ходил по поселку и сам с собой разговаривал, и никто на него не обращал внимания. Он считался инопланетянином.

© Sputnik / Рамиз БахтияровВыступление интегрированного театра движения "Лик"
Выступление интегрированного театра движения Лик - Sputnik Узбекистан
Выступление интегрированного театра движения "Лик"

Я всегда привожу пример: на птичку, на кошечку или собачку обратят внимание, а на человека с умственной инвалидностью — никто, то есть это вне зоны восприятия.

Мальчик без ноги взорвал соцсети игрой в футбол — история Азиса - Sputnik Узбекистан
Одной левой: мальчик-инвалид играет в футбол на равных со сверстниками
Сейчас у нас в театре людей с таким диагнозом — 10, и они обучаемы, все понимают. Конечно, нужен подход. Я сама удивлялась раньше, как они понимают, вот я вам рассказываю и вижу у вас отклик в глазах. А их глаза порой ничего не выражают, но они выходят на сцену и расцветают, как драгоценный цветок. Мне во Франции мое непонимание этого процесса разъяснил персонал психиатрического госпиталя, в котором мы работали и тоже ставили спектакль с детьми. Оказывается, умственные инвалиды, они то, что не понимают головой, получают через соприкосновения. А мои ребята-профессионалы, когда с ними импровизируют, общаются по-доброму, с такой нежностью к ним относятся. Могут погладить, и таким образом происходит это взаимопонимание.

Я очень люблю высказывание Клайва Стейплза Льюиса: "У тебя нет души, у тебя есть тело. Ты — душа". Это своего рода девиз нашей работы. Работать душой, а тело оно уже пойдет за тобой. Если дух направить правильно, не к разрушению, что сейчас встречается и в искусстве тоже, а именно к духовному росту, тогда невозможное становится возможным.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Лента новостей
0