АШКЕНТ, 22 ноя — Sputnik. Через несколько дней театр движения "Лик" отметит 35-летие. Пятнадцать лет коллектив работает в интегрированном составе: здесь играют как профессиональные актеры, так и люди с ограниченными возможностями здоровья. Кто-то не видит, другие не слышат, есть и актеры, которые передвигаются с помощью инвалидных колясок. Но когда они выходят на сцену, все их проблемы со здоровьем исчезают, зритель погружается в восхитительный мир танца. Ведь мы все идем в театр за этим невероятным путешествием души, ума и тела.
В юбилейный вечер на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана (АРДТУ) "Лик" показал "Импровизации на темы жизни", куда вошли лучшие фрагменты из ранее поставленных спектаклей. Хореографическое действие рассказало о том, как молодые люди с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, ищут точки соприкосновения с другими людьми и с миром вообще.
Лилия Севастьянова — основательница и художественный руководитель театра движения "Лик" рассказала корреспонденту Sputnik о жизни своего уникального коллектива.
С актерами в нашем театре движения в Ташкенте, а он существует с 1982 года, мы всегда искали "исходное" в движении. То есть мы не просто придумывали, как поинтересней сработать мышцами, суставами, а был важен тот момент, который рождает движение. И когда я дала той французской девушке определенную тему, она вдруг воспарила душой, за ней потянулось все тело, и руки стали подниматься вместе с костылями, которые в тот момент смотрелись уже как крылья.
Именно тогда я впервые увидела и поняла, что настоящий театр находится глубоко в нас, он работает на уровне души, и тело уже как бы отпадает. Важно то, что происходит с душой. Утвердившись в этой позиции, я поняла, что настоящий, глубокий театр можно сделать с любым человеком, если у него есть что сказать.
Вернувшись из Франции, я рассказала эту историю в одном из интервью в Ташкенте, и меня пригласили поработать хореографом в реабилитационном центре КРИДИ.
— Ваш театр выступает часто на сцене АРДТУ. Может быть, настало то время, когда должна появиться своя сцена, и вы нуждаетесь в чьей-то помощи?
— Сцены у нас своей никогда не было. Из-за того, что ее нет, не можем часто выступать, нет административного центра, который бы занимался этими вопросами. Поэтому все не так просто.
С нашим театром произошел такой интересный случай. В 2015 году мы впервые выезжали в Екатеринбург, принимали участие в конференции "Культура и социальная ответственность". Тогда мы выступали в качестве примера инклюзивного театра, такого рода театров не было. А в этом году мы снова побывали там, и были приятно удивлены, увидев профессиональную команду. В Екатеринбурге прошел фестиваль "Синяя птица инклюзив".
А о сцене АРДТУ можно сказать только одно: она великолепна, и мы очень благодарны, что уже столько лет сотрудничаем с этим театром. Я сама проработала здесь много лет балетмейстером. И когда создала свой театр, надо было показывать где-то наши постановки. Руководство Русского драматического театра пошло на встречу. Здесь мы играли еще не в интегрированном составе. А с 2004 года практически каждый год играем уже с актерами-инвалидами. На наши первые постановки практически никто не приходил, тогда было трудно донести сочетание "искусство и инвалидность". Сейчас зал полный, и те люди, которые впервые сюда попадают, потом приходит снова, уже не одни.
Ставим спектакли и репетируем мы в здании Республиканского ТЮЗа, у нас там свой репетиционный зал, и руководство театра создает условия для колясочников, например. Наши двери всегда открыты для всех желающих.
— У вас есть какие-то секреты работы с особенными актерами?
Методика основа на том, чтобы понимать друг друга, чувствовать, забывать о себе, то есть должно происходить единение всех участников действа. Такой язык понимает тело, ведь у нас есть люди незрячие, глухие, и им не обязательно слышать для этого. Они чувствуют душой. На сцене происходит разговор именно на уровне единения души, через преодоление своей ограниченности в чем-то.
— Откуда в вас это желание работать именно с этими людьми и делать то, что вы делаете?
— Это все не просто так произошло. Жизнь сама меня вела к этому, начиная с моего детства, когда я жила в маленьком поселке в Ферганской области. Мы знали, что у нас есть несколько домов, в которых живут инвалиды. И все это было покрыто такой мглой, безысходностью, их никто и никогда не видел, члены их семьи всегда были закрыты и ни с кем не общались. Много таких примеров было. Помню, мальчик с умственной инвалидностью ходил по поселку и сам с собой разговаривал, и никто на него не обращал внимания. Он считался инопланетянином.
Я всегда привожу пример: на птичку, на кошечку или собачку обратят внимание, а на человека с умственной инвалидностью — никто, то есть это вне зоны восприятия.
Я очень люблю высказывание Клайва Стейплза Льюиса: "У тебя нет души, у тебя есть тело. Ты — душа". Это своего рода девиз нашей работы. Работать душой, а тело оно уже пойдет за тобой. Если дух направить правильно, не к разрушению, что сейчас встречается и в искусстве тоже, а именно к духовному росту, тогда невозможное становится возможным.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.