ТАШКЕНТ, 29 ноя — Sputnik, Тимур Селиванов. Миграционная политика России находится в системном кризисе, считает вице-президент фонда "Миграция XXI век" Наталья Власова.
Эксперт выступила с докладом о правах трудовых мигрантов на московской конференции "Миграционные мосты в Евразии".
Защищают или унижают?
В России часто говорят об адаптации и интеграции приезжих работников, однако для организации этих процессов все еще нет разработанной нормативно-правовой базы, уверена Власова. В результате гастарбайтеры приспосабливаются к непривычным условиям жизни в стране самостоятельно.
Вице-президент сообщила, что в октябре 2016 года фонд организовал Центр комплексной поддержки мигрантов. С открытия по август 2017 года к специалистам центра за правовой консультацией обратились восемь тысяч мигрантов.
"Нас удивило, что большинство обращений поступило от мигрантов с полным пакетом оформленных документов. Две трети нарушений прав мигрантов осуществляют госструктуры, которые должны защищать их права", — отметила эксперт.
Особенно "популярно" незаконное задержание мигрантов полицией. Как передает обращения мигрантов Власова, полицейские вымогали у них деньги, содержали в заключении, словесно унижали и даже применяли к ним физическое насилие.
Чаще всего через 2-3 дня после незаконного заключения группу мигрантов привозили в суд, который выдворял их из Российской Федерации — несмотря на то, что у них на руках были все необходимые документы. Когда они прибегали к юридической помощи центра, подобные судебные решения часто признавались незаконными.
Дубинка как инструмент адаптации
Еще одни фигуранты жалоб со стороны приезжих — миграционные службы Москвы. По словам вице-президента, приезжие рабочие рассказывали, что сотрудники ведомств не вносили информацию об обращениях в базу данных или искажали ее, отказывали в доступе к необходимым данным, затягивали время оформления документов.
Эксперт обратила внимание на еще одну проблему миграции в России — нежелание легально оформлять трудоустройство.
"Главным инструментом адаптации и интеграции трудовых мигрантов в России стала полицейская дубинка. В итоге мигранты не только не адаптируются, но, напротив, изолируются от остального общества. Они сформировали отдельный социальный слой со своим образом жизни", — подытожила Власова.
Три проблемы
Выступление вице-президента фонда "Миграция XXI век" прокомментировал заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России (ГУВМ МВД РФ) Александр Аксенов.
Главное управление — высший орган в системе подразделений по вопросам миграции. Граждане России или иностранных государств, которые недовольны работой местных отделений, обращаются за помощью туда.
Аксенов выделил три самые частые жалобы, которые принимают сотрудники ГУВМ — квоты, неудобное расположение московского миграционного центра и продление пребывания в России.
"Законодательство установило квоту на выдачу разрешений на временное пребывание (РВП), и не всегда иностранцы могут попасть в нее. Порядка пятидесяти процентов жалоб обосновываются теми или иными причинами, по которым мигранты просят выдать им РВП или получить российское гражданство без учета квоты. К сожалению, федеральное законодательство этого не позволяет", — сказала он.
По его словам, еще одна частая претензия связана с расположением миграционного центра. Он находится за чертой города, в деревне Сахарово. Иностранцы жалуются на инфраструктуру, которая не позволяет им прийти в удобное для них время.
Он выделил еще один блок проблем — это невозможность продлить свое пребывание в России без достаточных оснований. Федеральный закон позволяет принимать решения о сокращении и продлении срока пребывания в связи с изменением условий жизни мигранта.
"Мы, как правило, всегда идем навстречу проблемам иностранных граждан, но для того нужны какие-либо веские основания", — добавил он.
Слово статистике
Последний официальный опрос о качестве услуг Федеральной миграционной службы России (сейчас — ГУВМ МВД РФ) датируется 2015 годом. Сотрудники ведомства привлекли к участию в исследовании более 19 тысяч человек.
"Значительное время ожидания при получении государственных услуг" отметили 86% опрошенных из Москвы и 91% — из Московской области. На "некорректные действия" работников ведомства пожаловались 53% от всего числа респондентов.
В официальных материалах приведено два "рейтинга" — десять положительно и десять отрицательно оцененных отделений миграционной службы России. Московские территориальные органы не фигурируют ни в той, ни в другой десятке.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.