ТАШКЕНТ, 30 ноя — Sputnik. В начале следующей недели Узбекистан посетит президент Афганистана Ашраф Гани. Об этом визите начали говорить еще в начале года, однако из-за плотного графика глав двух государств и согласования всех деталей документов, которые планируется подписать, афганский лидер добрался до Ташкента только сейчас.
Оно нам нужно?
Официальному визиту Ашрафа Гани в Узбекистан предшествовало открытие прямого авиасообщения между Ташкентом и Кабулом. Первый самолет афганской авиакомпании Kam air приземлился в Ташкенте 29 ноября, проделав путь всего за полтора часа. Ранее пассажирам приходилось использовать обходные маршруты, затрачивая на это от 17 до 32 часов. Теперь афганцы намерены использовать ташкентскую воздушную гавань в качестве стыковочного хаба для рейсов в Германию, Великобританию и другие страны Европы. Поэтому летать они будут два раза в неделю — в среду и субботу.
Интересно, что эта новость вызвала определенную негативную реакцию у узбекистанцев в социальных сетях. Многие сомневались, что афганская сторона сможет обеспечить безопасность полетов, а этот маршрут не будет использоваться для перевозки боевиков, наркотиков или взрывчатых веществ.
Эти опасения узбекистанцев, конечно, не беспричинны. На территории Афганистана уже в течение длительного времени идут боевые действия, в которых в том числе принимают участие выходцы из РУ, состоящие в различных экстремистских группировках, например, Исламском движении Узбекистана. Поэтому не случайно, что вся граница между странами с узбекской стороны тщательно заминирована. Республика построила серьезные фортификационные укрепления в этом районе, позволившие, в том числе, практически полностью ликвидировать наркотрафик на этом направлении.
С другой стороны, узбекские эксперты давно призывают власти активизировать сотрудничество с Афганистаном, для которого республика может выступить своеобразным транзитным окном в глобальную торговую систему. И практические шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Точки соприкосновения
Узбекистан — это сегодня единственная страна в мире, обладающая опытом строительства и эксплуатации железных дорог в Афганистане. Узбекские специалисты не только построили первую в истории современного Афганистана полноценную железную дорогу Хайратон — Мазари-Шариф, но и успешно ее эксплуатируют до сих пор. По данным афганской стороны, по ней в страну ввозится более половины всего импорта.
Кроме того, страны договорились и о совместной эксплуатации моста "Хайратон" (мост Дружбы) — единственной артерии, связывающей две страны. Эти усилия, по мнению экспертов, позволят довести странам уровень ежегодного товарооборота до 1–1,5 миллиарда долларов. В последние годы он варьируется в пределах 400-500 миллионов долларов.
Еще одно важное направление для двух стран — сотрудничество в сфере энергетики. На сегодняшний день Узбекистан является единственным поставщиком электроэнергии для некоторых крупных северных провинций Афганистана, где ощущается острый дефицит электричества. Представители афганской стороны не раз заявили, что из-за роста потребления в этих районах намерены и в дальнейшем увеличивать закупки узбекской энергии.
В Ташкенте, отмечают источники, могут подписать два соглашения в этом направлении — о строительстве новой ЛЭП в провинцию Баглан, а также о закупке электроэнергии на 2018-й и последующие годы.
Обсуждают стороны и торговые контракты по расширению поставок узбекских стройматериалов, сельскохозяйственной продукции, аграрной и бытовой техники, минеральный удобрений. Всего стороны, согласно утечкам, планируют подписать 14 документов.
Несомненно, останется место в переговорах и гуманитарному аспекту. Правительство Узбекистана на днях заявило, что намерено открыть Образовательный центр по обучению афганских граждан.
Новый центр разместится в здании Янгиарыкского сельскохозяйственного колледжа в Термезском районе Сурхандарьинской области. Он займется подготовкой кадров по программам высшего, среднего специального, профессионального образования, а также переподготовкой и повышением квалификации афганских специалистов. Возможно, стороны подпишут документ о приеме первых студентов в это учебное заведение.
Третья сторона
Несмотря на двусторонний формат переговоров, за столом незримо будут присутствовать главные геополитические игроки региона — США и Россия, у каждого из которых свои интересы. США в свете новой политики Трампа по Афганистану заинтересованы если не в поддержке, то в обеспечении понятной и прагматичной связи между узбекскими и афганскими властями, тем более что не так давно американцы использовали нашу республику в качестве транзитного хаба для невоенных грузов НАТО.
Китаю, Ирану и ряду государств региона важны инфраструктурные проекты, которые планируют Узбекистан и Афганистан. Китай вполне очевидно готов рассматривать появляющиеся автомобильные и железные дороги как части своего проекта "Один пояс — один путь", используя их в том числе как альтернативные способы доставки товаров. Туркменистан заинтересован в создании электроэнергетической инфраструктуры, так как готовится активно выйти на экспортные рынки электричества.
Россия также поддерживает налаживание сотрудничества в транспортной сфере. И это не случайно, ведь РФ поставляет в Афганистан нефть, древесину и другую продукцию. Кроме того, и узбекские, и российские власти солидарны во мнении, что необходимо договариваться с талибами, организовать широкий переговорный процесс с участием всех сторон. В этом контексте не стоит недооценивать влияние узбекских переговорщиков на определенные кланы в Афганистане.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.