ТАШКЕНТ, 20 апр — Sputnik, Антон Курилкин. В Узбекистане запущен в эксплуатацию Кандымский газоперерабатывающий завод, армия страны поднялась в рейтинге военной мощи, а принудительный хашар хотят запретить на законодательном уровне. Об этих и других итогах недели — в обзоре Sputnik Узбекистан.
Кандымское чудо
Кандымский газоперерабатывающий комплекс (ГПК) изначально планировалось запустить в конце 2018 года, однако строители смогли закончить работы на восемь месяцев раньше и сдать объект ровно через два года после закладки первого камня.
Внимание первых лиц к проекту неслучайно: Кандымский ГПК — один из крупнейших зарубежных инвестиционных проектов в республике, завод обошелся "Лукойлу" в 3,4 миллиарда долларов, которые инвестор намерен покрыть до 2022 года. Работать на огромном предприятии по переработке газа будут порядка двух тысячи сотрудников.
В пиковые моменты на стройке трудилось десять тысяч человек, а за реализацию проекта отвечала южнокорейская Hyundai Engineering.
"Ровно два года назад мы участвовали в закладке первого камня, а уже сегодня, на 8 месяцев раньше срока, комплекс начинает работу. Это достойно гордости, а значимость комплекса трудно переоценить. Мы получим в год более 8 миллиардов кубометров чистого товарного газа и еще около 130 тысяч тонн газоконденсата. Кроме того, предприятие обеспечит работой порядка двух тысяч человек, а регион обзаведется современной социальной инфраструктурой", — отметил Шавкат Мирзиёев.
Ожидается, что газ с этого ГПК пойдет не только на внутренние нужды республики, но в большей степени в Китай.
Подтянулись — три-четыре
Вооруженные силы Узбекистана в международном рейтинге военной мощи Global Firepower взлетели сразу на девять позиций, заняв 39-ю строчку. Таким образом, Узбекистан остался самой сильной державой в Центральной Азией, а в рамках СНГ уступает лишь Украине (29-я строчка рейтинга) и России (2-е место).
Однако для начала двум странам необходимо решить вопрос безопасности на общих рубежах. Для этого предстоит разминировать несколько опасных участков узбекско-таджикской границы. Работы начнутся уже в мае.
Учителя и врачи не пойдут на хашар
Работников социальной сферы на законодательном уровне запретят привлекать к общественным работам. Поручение о проработке соответствующих документов дал президент Узбекистана.
За подобные перегибы на местах чиновникам пригрозили жесткими мерами, а узбекский лидер такие действия и вовсе назвал госизменой.
"Если принуждение граждан к общественным работам будет продолжаться, наказание будет строгим", — предупредил президент.
Сейчас Генеральная прокуратура проверяет информацию о подобных случаях.
Широкое обсуждение ситуации с принудительными субботниками началось в стране после гибели на хашаре учительницы из Самарканда.
Война с Telegram и дружба с Google
В понедельник, 16 апреля, Роскомнадзор начал блокировать работу мессенджера Telegram на территории России. Причиной послужило решение суда по давней тяжбе ФСБ России с Павлом Дуровым, который отказался предоставить ключи шифрования к перепискам шести пользователей программы, причастных к террористической деятельности.
Полностью заблокировать мессенджер так и не удалось — программисты Telegram выпустили несколько патчей, позволяющих обходить блокировки российского регулятора. Зато от блокировки миллионов IP-адресов пострадало несколько десятков компаний, а советник президента России Герман Клименко заявил о том, что Роскомнадзору необходимо извиниться.
В Узбекистане из-за событий в России возникли опасения — не пострадает ли местный сегмент мессенджера из-за блокировок у соседа. Впрочем, пока проблем не наблюдается.
Министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Азим Ахмедхаджаев уверен, что страна может стать важным плацдармом, который обеспечит комфортную работу ведущим компаниям и заодно поможет развитию технологий в самой стране.
"Площадка в Узбекистане даст им возможность создать мощности, чтобы они могли более оперативно осуществлять свои операции и действия с близлежащими странами. Это очень сильно влияет на принятие решения конечного пользователя — воспользуется ли он услугами данных компаний или нет", — отметил чиновник.
Чтобы в Узбекистане был построен современный датацентр, необходимо больше привлекать иностранных специалистов, обмениваться опытом и внедрять передовые технологии в управлении государством, промышленности, образовании, бизнесе и других сферах.