ТАШКЕНТ, 9 июн — Sputnik, Дильшода Рахматова. Найти работу по специальности или вариант для самозанятости, либо начать свой бизнес — сегодня у каждого узбекистанца есть достаточно возможностей самореализоваться. Конечно, все ищут место покомфортнее, и чтобы зарплата была достойная. Поэтому так важно наличие выбора. У ташкентцев, надо сказать, он был.
Около 200 компаний и организаций, работающих в Чиланзарском, Сергелийском, Шайхантахурском и Яккасарайском районах столицы, предоставили около 3 тысяч вакансий сегодня на расширенной ярмарке прошедшей в Ташкентском педагогическом университете имени Низами.
Посетители разных возрастов: от пожилых до студентов, а также безработные женщины заполнили здание университета с 10 утра. Это и неудивительно: по данным Госкомстата, по итогам 2017 года в Узбекистане официально зарегистрированы как 837 тысяч безработный.
Корреспондент Sputnik Узбекистан посетившая ярмарку вакансий постаралась выяснить, отвечают ли предложения работодателей потребностям соискателей.
Например, экономист с высшим образованием, который нашел подходящую вакансию в наркологической больнице в Сергели, не смог получить направление на работу из-за отсутствия прописки. "Мы вам не можем дать направление, у вас нет прописки", было заявлено ему. На вопрос мужчины: "Зарплата в 500 тысяч сумов — это за пол-ставки или ставку?", наниматели также не смогли ответить, как и не смогли обеспечить работой.
За следующим столиком женщина объясняла окружившей ее со всех сторон толпе, как законно можно трудоустроиться в своём районе. "Для этого вам нужно только обратиться в Центр содействия занятости по месту прописки и потребовать устроить себя на работу", — чуть ли не кричала она.
Кстати, на самом деле не только предоставить вакансии, но и оказать помощь в трудоустройстве обещают в Центре содействия занятости. Центр собирает и ежемесячно публикует на сайте информацию о вакансиях по всем регионам, городам и районам Узбекистана. По данным Министерства труда, в настоящее время доступно около 5 тысяч предложений.
Послушав женщину, иду дальше и обращаюсь к молодому человеку, за которым висит стенд "Работа за границей".
"Вы отправляете на работу за границу?", — обращаюсь к нему.
"Да, отправляем, законным путем", — говорит он в ответ и интересуется, в какую страну я хотела поехать на заработки.
В ходе беседы, узнав, что у меня высшее образование, с удивлением и как бы извиняясь говорит: "К сожалению, для безработных с высшим образованием вакансий нет".
И далее он продолжает, что если я соглашусь трудиться чернорабочим в городе Самаре, смогу рассчитывать на зарплату от 35 до 60 тысяч рублей. По словам моего собеседника, от меня для этого потребуется лично обратиться в Министерство труда, пройти беседу с работодателем (познакомиться с условиями и требованиями) и потом, если меня все устроит, смогу выехать как трудовой мигрант.
Продолжаю свою экскурсию. Останавливаюсь возле представителей автопредприятия №12, которые предлагают работу водителям и кондукторам в Сергелийском районе.
Интересуюсь, сколько можно заработать новичкам в этой профессии?
"Полтора миллиона сумов", — отвечают они.
"А принимаете студентов на временную работу летом?" — спрашиваю у них.
"Нет, студенты нам не нужны, нам нужны работники на постоянной основе", — сказали они.
В ряду работодателей Сергелийского района я вижу стол, уставленный изделиями народных промыслов, но рядом с ними никого нет. Нахожу представителя Ассоциации ремесленников и спрашиваю, какие рабочие места они предлагают.
"Мы помогаем гражданам, которые планируют начать свой бизнес с нуля, — говорит собеседник. — Например, если вы делаете статуэтки, то должны работать на законных основаниях, продавать свою продукцию, организовывать выставки — для этого нужно быть членом ассоциации".
Собеседник также отметил, что члены ассоциации получают микрокредит, не превышающий 300 минимальных зарплат (51,6 млн сумов), с шестимесячным льготным периодом.
"Но наша цель состоит в том, чтобы привлечь людей в ремесленничество, а не в кредит", — поясняет представитель ассоциации.
"Почему перед вашим стендом никого нет, а у других полно людей?— спрашиваю напоследок.
"Наверное из-за солнца", — говорит он, улыбаясь.
Ташкентская жара не позволила мне сомневаться в его словах.
На выходе с ярмарки я столкнулась с группой женщин.
"Зря пришли, нет работы", — говорит одна из них подругам. Остальные с ней соглашаются.
Я подошла к стенду швейного предприятия, возле которого ранее стояли эти женщины. Зарплата швей была обозначена в 500 тысяч сумов. От претенденток требовалось умение шить, причем график был указан 12-часовой.
"А как-то повысить зарплату можно?", — спрашиваю у девушки, которая сидит за столиком.
Покидая ярмарку, заметила молодого человека, который у всех спрашивал про вакансии для специалистов сферы IT. Его друг тоже искал работу, но в отличии от первого даже не знал, где хочет трудиться.
"Не дадите ли им информацию, они ищут работу", — говорю представителям компаний и организаций за стендами.
"Вот, им дали список, могут выбрать нужную", — слышу в ответ.
"А что вы умеете?" — уточняю у парня.
Он на минуту замолкает, не зная что ответить.
"Слава Богу, руки целы, могу любой работой заниматься. Но… в этом году заканчиваю колледж по специальности IT-технологии. Искал вакансию по своей специальности, но не нашел", — с грустью говорит паренек.
…Подобные ярмарки будут проводиться и в дальнейшем, в этом нет сомнений. Хотелось бы, чтобы их организаторы были готовы более детально рассказывать вот таким молодым людям, где можно применить знания и навыки по IT-технологиям, если нет подходящих вакансий, а не просто выдавать им огромнейший список отчета ради.