ТАШКЕНТ, 19 ноя - Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Создатель первого в России интернет-портала о балете, журналист и фотограф Алиса Асланова, чья балетная карьера начиналась в Узбекистане, рассказала Sputnik о своем творческом пути.
Талант из Самарканда
Будущая балерина родилась и выросла в Самарканде. Бабушка Алисы родом из Смоленска. Во время Великой Отечественной войны она познакомилась на фронте с молодым человеком из Самарканда.
"Когда наступило мирное время, бабушка решила поехать с моим дедушкой в Самарканд, отведать виноград и насладиться солнцем. В итоге они полюбили друг друга, создали семью, и родилась моя мама. Папа у меня армянин", – поясняет девушка.
"Я не могу сказать, что целенаправленно мечтала стать балериной. Я просто много танцевала и кайфовала от этого. Выплескивала свои эмоции", – говорит она.
Когда девочке было 10 лет, знакомая ее мамы посоветовала попробовать поступить в Академию хореографии Узбекистана в Ташкенте.
Балерину делают близкие
Чтобы учиться в академии, Алисе пришлось переехать в столицу Узбекистана. Первые полгода она жила в интернате при школе, а затем в Ташкент перебрались мама с бабушкой. Ради дочери маме пришлось кардинально поменять жизнь: бросить налаженный быт и работу в Самарканде, поселиться в чужом городе.
Будущей балерине пришлось рано повзрослеть: в 10 лет она уже знала, чего хочет, каждый день занималась с раннего утра и до позднего вечера. Танцы, станок, растяжка… Каждые полгода – экзамены, после которых слабые ученицы отсеивались из училища.
"Кстати, в академии мы освоили все школьные предметы. Это стереотип, что балерины заняты только танцем и получают плохое среднее образование. Мы много читали, ведь ради роли надо в первую очередь изучить историю героя (героини), чтобы понять художественный образ. У нас молчаливая профессия, поэтому много внутреннего диалога, силы мысли", – говорит девушка.
Не потеряться на кремлевской сцене
Закончив академию, балерина решила уехать в Россию. Там было больше карьерных перспектив. Мама девушки снова все бросила ради развития дочери. На деньги с проданной квартиры в Ташкенте семья смогла купить только комнату в Тульской области. Алиса поступила в Московское хореографическое училище при театре танца "Гжель" и первое время жила одна в Подмосковье.
Будучи студенткой, Асланова начала выступать на профессиональных сценах. Было много конкурсов, концертов и фестивалей. Они проходили не только в Москве, но и в Сочи, Перми, Новосибирске, Берлине.
"Новые педагоги хвалили меня за основу классического танца, заложенную еще в Узбекистане. Есть такое правило: "Как корпус поставишь – так карьера и пойдет". Многим моим успехам способствовали преподаватели Ташкентского училища. Помню, как любимый педагог Любовь Маклакова и ее коллеги самоотверженно нас учили, тратили массу личного времени на дополнительные уроки", – рассказывает героиня.
По окончании московского училища балерина начала работать в театре "Кремлевский балет". Там она исполняла главные роли в спектаклях "Снегурочка", "Красавица и чудовище", "Щелкунчик", "Волшебная флейта".
Из балета в журналистику
"Кремлевскому балету" Асланова отдала восемь лет и потом ушла из профессии.
"В балетном мире далеко не все зависит от тебя. Даже если ты талантлив и трудолюбив, есть много скрытых факторов. С одной стороны, моя карьера шла успешно. Но в 27 лет я поняла, что карьерный рост закончился и пора начинать реализовываться в другой сфере, пока я молода и полна энергии", – считает она.
"На факультете журналистики я попала в совершенно другой мир. Там много свободы, большой масштаб мыслей. Конечно, сложно было совмещать работу и учебу. Днем я трудилась в театре, а по вечерам приходила на лекции. Если со спектакля, то со сценическим макияжем. Сессии я почти всегда сдавала в период пересдач, ибо первые экзамены совпадали с гастролями. До сих пор не верю, что все это выдержала", – говорит Асланова.
Сейчас она редактор своего журнала. Также сейчас работает пиар-специалистом и параллельно участвует в творческих проектах.
Показать закулисье балета
Асланова создала портал La Personne – первый интернет-журнал, посвященный балету и людям, которые его создают. Здесь пишут о театральных премьерах, берут интервью у артистов и педагогов, делают исторические обзоры, рассказывают о внутренней "кухне" балета.
"Мы часто находим героев, которые состоялись в профессии, но не являются медийными личностями, об их таланте неизвестно широкой публике. С удовольствием рассказываем об этих людях, их секретах мастерства. Весь фото- и видеоконтент уникальный, его создает команда журнала. Можно сказать, мы приоткрываем закулисье балета", – рассказывает героиня о своем детище.
Девушка собрала команду из 13 человек. Все они так или иначе связаны с балетом, знают главную тему изнутри. Сейчас порталу уже год.
Восточная культура в сердце
Сейчас девушка жалеет, что в круговороте московских дел пока не может вырваться в Узбекистан.
"Хочется навестить родной дом, мою академию, где прошло счастливое детство. Школа мне много дала, и я считаю своим долгом рассказать миру о ней, об узбекском балете. Кстати, великий Фарух Рузиматов тоже родом из Ташкента, сейчас он художественный руководитель Большого театра им. Алишера Навои", – говорит балерина.
Но Асланова бережно хранит любовь к родине, азиатской культуре, которая сильно отразилась на ее характере и образе мыслей.
"По менталитету я больше восточный человек. Люблю восточную музыку, литературу, философию, жизненный уклад. Скромность, терпение, гостеприимство, открытость и уважение к старшим… вся эта мудрость помогает мне до сих пор", – заключает она.