Оружие российского производства пользуется большим спросом в странах Центральной Азии, и Узбекистан успешно развивает взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество с РФ. Новым шагом может стать приобретение Ташкентом российских учебно-боевых самолетов Як-130.
Президент российской Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь на крупнейшей выставке вооружений IDEX-2019 в Абу-Даби рассказал о возможностях модернизации под конкретного заказчика учебно-боевых самолетов.
"Мы работаем над наращиванием возможностей Як-130, над увеличением боевого потенциала машины. Полномасштабная модернизация может стартовать после подписания контракта с конкретным заказчиком. Такие переговоры сейчас ведутся", — подчеркнул он.
С высокой долей вероятности можно предположить, что заинтересованный заказчик – это Узбекистан.
Killer Light-Combat Jet: мал, да удал
Двухместный учебно-боевой Як-130 предназначен для подготовки летчиков современной боевой авиации. Система управления крылатой машиной программируется в широком диапазоне, эта особенность и выдающаяся аэродинамика позволяют моделировать полетные характеристики и параметры устойчивости бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей поколений "4++" и "5". При этом компактный и многофункциональный Як-130 может поднять в небо три тонны боеприпасов и успешно решить ударные задачи на реальном поле боя.
Тактико-технические характеристики машины впечатляют: практический потолок – 12 500 метров, максимальная скорость – 1050 километров в час, дальность полета – до 1850 километров. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Имеет шесть узлов подвески и может быть вооружен различными сочетаниями управляемых и неуправляемых ракет "воздух-земля", корректируемыми и свободно падающими бомбами, 23-миллиметровыми авиационными пушками в подвесных контейнерах.
Летчики-испытатели Олег Кононенко, Олег Мутовин, Андрей Воропаев, Василий Севастьянов установили на Як-130 несколько мировых рекордов по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 килограммов.
"Российский самолет может поддерживать стабильный управляемый полет при углах атаки до 35 градусов, что аналогично возможностям реактивных самолетов типа МиГ-29, Су-30 и даже западных типов, таких, как F/A-18E/F Super Hornet. Он также имеет превосходное отношение тяги к весу 0,8, что позволяет реактивному самолету выдерживать высокие поперечные силы, скорость набора высоты и обеспечивает хорошие взлетные характеристики", — пишет издание.
Действительно, машина отрывается от взлетной полосы примерно через 12 секунд после снятия с тормозов и 800 метров разбега.
Над горами и пустынями, или Универсальный боец
Более 80 самолетов Як-130 активно эксплуатируют в Воздушно-космических силах РФ. Военные летчики и специалисты с восторгом отзываются о самолете Як-130, отмечают огромные возможности "бортового интеллекта", преимущества открытой конфигурации систем управления (вооружения), большой потенциал для модернизации.
Свободнопадающие бомбы в любой точке планеты "работают" одинаково, однако региональные (географические и климатические) особенности заметно влияют на эффективность применения авиатехники и высокоточных образцов ракетного вооружения. Это учитывают даже при покупке "идеального самолета" Як-130 и линейки высокотехнологичных боеприпасов к нему.
"Абсолютно цифровой" и ничем не уступающий современным западным аналогам серийный Як-130 достаточно неприхотлив, приспособлен к полетам в суровых климатических условиях. Благодаря защитным створкам воздухозаборника и рычажным стойкам шасси с шинами низкого давления может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Встроенная автоматическая система контроля уменьшает потребности в технической поддержке. В длительных полетах и в пустынной местности без очевидных ориентиров летчикам поможет автопилот.