ТАШКЕНТ, 4 мар - Sputnik, Дильшода Рахматова. Корреспондент Sputnik побывал в пока что единственном реабилитационном центре для бездомных в Ташкенте.
В советские времена в Узбекистане действовали приюты для бездомных, но затем эти заведения закрыли, и в последние 25 лет бездомные жили где попало: в землянках, самодельных укрытиях или просто на улице. В холода многие погибали.
В конце апреля 2018 года был принят закон "Об утверждении Положения о центрах внутренних дел по реабилитации лиц без определенного места жительства", а в начале лета прошлого года по инициативе руководства ГУВД был организован реабилитационный центр. Начиная с этого момента в нем побывали 3590 бездомных граждан.
Комплекс занимает довольно большую территорию, в нем есть все необходимое для временного размещения бездомных. Никто из его жителей не похож на привычных глазу пьяных и грязных обитателей улиц.
"Наши жильцы очень чистоплотные. Они иногда друг другу делают замечания, не любят беспорядок", — сообщил Душаев.
Дом милосердия разделен на два блока: жилые комнаты для мужчин и для женщин, зона отдыха. Есть также раздельные душевые для женщин и мужчин, столовая, маленькая библиотека. Для бытовых нужд благотворители подарили центру стиральную машину.
Средний возраст проживающих в Доме милосердия составляет 50-55 лет. Но среди них встречаются и 75-80-летние, есть даже одна 25-летняя девушка.
Как правило, у бездомных граждан при себе нет документов, поэтому обратившимся в центр помогают их восстановить. Кроме того, постояльцам предлагают устроится на работу. Компании "Мехр-саховат" и "Эковоголд" привлекают их к озеленению городских улиц и парков. Также есть те, кому нашли работу по профессии, например, в строительстве. Еще 65 человек на специальном объекте в Ахангаране занимаются сортировкой отходов. Каждый из них получает ежедневную зарплату.
В первую очередь обратившиеся в центр граждане проходят медосмотр.
"Если у человека выявлена болезнь, мы помогаем ему вылечиться, сразу же направляем в больницы Ташкента", — пояснил Душаев.
Он добавил, что в нескольких клиниках столицы специально оборудованы палаты для оказания медицинских услуг бездомным пациентам. Лекарствами и едой часто помогают спонсоры.
Среди жильцов центра не только уроженцы из Ташкента, но и много приезжих из других областей.
"Сегодня у нас живут всего 122 человека. Среди них есть жители Ферганы, Андижана, Самарканда и других регионов республики. Все они приехали в столицу и по разным причинам оказались на улице. Большинство из них приходят сами и добровольно остаются. Некоторые позже хотят уйти, мы их отпускаем, но проходит время, и они опять возвращаются", - рассказал Душаев.
По его словам, несправедливо считать, что такая участь может постигнуть только тех, кто страдает алкоголизмом.
"Один из бывших жителей с нашей помощью устроился на работу и смог восстановить связи со своей бывшей семьей. Мужчина начал зарабатывать и смог даже платить алименты своим детям. Постепенно родные его простили, и сын забрал отца к себе", - поделился подполковник.
Живущий сейчас в центре 30-летний Фарид имеет высшее образование, окончил Ташкентский педагогический институт, факультет русской филологии.
"Родители умерли, когда я был маленьким. Мы с братом-близнецом выросли у нашей тети. Вместе заработали денег и купили дом на двоих. После института я уехал на заработки в Казахстан, а брат без меня продал наше совместное жилье", — рассказал Фарид.
Когда он вернулся на родину, то не смог найти ни брата, ни документов, которые остались в доме. Сейчас он не знает, где его брат-близнец. Сотрудники ГУВД помогают Фариду восстановить его документы. Однако парень не намерен тратить время зря: он временно работает на сортировке мусора, зарабатывает деньги и очень благодарен сотрудникам центра за то, что они спасли его от жизни на улице.
"Стал более сильным и понял, что всегда, оказывается, можно, как говорят, восстать из пепла", - поделился он.
По словам руководителя приюта Баходыра Душаева, сейчас в Ташкенте из учтенных 3590 бездомных 121 человек обеспечен работой, 276 размещены в больницах, а 333 выданы биометрические паспорта. Еще 2135 человек после установления личности забрали их родственники.