Сегодня не стало старейшего российского кинорежиссера Марлена Хуциева – он умер в семь часов утра в Боткинской больнице в Москве.
Марлен Хуциев - общепризнанный классик отечественного кино. Его работы были отмечены наградами многих международных и отечественных кинофестивалей.

Марлен Хуциев - общепризнанный классик отечественного кино. Его работы были отмечены наградами многих международных и отечественных кинофестивалей.

"Мне двадцать лет" - один из важнейших советских фильмов 60-х годов. Фильм является предшественником оттепельного кинематографа, который был сосредоточен на духовной жизни человека и его внутреннем мире.

Эту картину сравнивали с лучшими фильмами современников Хуциева - например, со "Сладкой жизнью" Феллини.

Однако фильм увидел свет в середине 1960-х — цензоры порезали его более чем вдвое. Первоначальная версия фильма вышла только в 1980-х.

Несмотря на появившуюся творческую свободу, картина подверглась значительным цензурным правкам. Первоначальный режиссерский вариант под названием "Застава Ильича" вышел лишь через 20 лет.

Марлен Хуциев использовал документальные кадры поэтического вечера в Политехническом музее, которые очень точно передают дух времени и настроения молодежи 60-х годов.

Никита Карцев: "Хуциев опередил время. Он образно сформулировал то, чему будет посвящен кинематограф в последующие десятилетия".

Кадр из художественного фильма режиссера Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича"). Киностудия им. М. Горького, 1964 год. Репродукция.

Кадр из художественного фильма режиссера Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича"). Киностудия им. М. Горького, 1964 год. Репродукция.

Если "Застава Ильича" показывала взрослую жизнь в Советском Союзе шестидесятых глазами молодых мужчин, то "Июльский дождь", который тоже разворачивается в среде московских интеллектуалов и богемы, поверяет окружающую действительность уже через призму женского взгляда.

Герои фильма "Июльский дождь" - повзрослевшие герои фильма "Мне двадцать лет", которые лишились своих романтических мечтаний.

В фильме нет ничего обязательного - камера легко отвлекается от истории ради введения посторонних линий, интересного лица или интерьера.

Героине Евгении Ураловой уже не 20, а 30 лет, и вопросы самоопределения и поиска своего места в жизни для нее стоят острее, чем для персонажей "Заставы Ильича".

Хуциевский кинематограф - своеобразная эмблема шестидесятников.