Sputnik, Лев Рыжков.
Тяжелая тема и светлые краски
Сразу надо сказать, что ENTRE 2 Marches не является частью официальной конкурсной программы Канн. Этот своего рода фестиваль в фестивале посвящен проблемам людей с ограниченными возможностями.
Проблема на самом деле очень тяжелая – рассказать о жизни инвалидов без надрыва и пафоса. Поэтому победить именно на этом фестивале труднее, чем в основном конкурсе. Там, в общем-то, битва идет совсем на другом поле и совсем другим оружием. А тут малейшая фальшь смертельна. Фальшь убивает сочувствие к беспомощным людям.
Посмотрев фильм, скажу: не случайно узбекская короткометражка обошла в фестивальной гонке фильмы из России, Франции, Италии, Израиля, США, Мексики, Турции, Ирака, Ирана.
На почти реальных событиях
"Я родился в 1992 году в Сурхандарьинской области, - рассказал Sputnik Шокир Холиков. - Когда мне было 15 лет, переехал в Ташкент. В прошлом году закончил учебу в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана. "Чай" - это моя дипломная работа и третий фильм в официальной фильмографии. У меня есть еще два коротких метра. Первый фильм назывался "Они нас не поймут", второй – "Дилемма".
Первый же фильм молодого режиссера участвовал в пятнадцати кинофестивалях и получил шесть призов. Но "Чай" превзошел успех дебютной картины. Его уже показали более, чем на тридцати фестивалях. И на пятнадцати из них он получил призы.
"Тема людей с ограниченными возможностями для меня не новая, - признается Холиков. - Мне интересна их жизнь. В первом фильме «Они нас не поймут» я рассказывал о проблемах глухонемых. А "Чай" почти полностью основан на реальных событиях. У моего отца был сахарный диабет, ему ампутировали ногу. Так что такой фильм я хотел снять еще и из-за своей семейной истории".
Сценарий фильма писался очень долго.
"Я думал три-четыре месяца, шесть или семь раз переписывал всю историю, - рассказывает Шокир Холиков. – Постоянно советовался со своим наставником Махкам ака Мухамедовым. В окончательном виде сценарий сложился после моей поездки в один из кишлаков. В комнате, где жила бабуля (по счастью, здоровая), я вдруг увидел на подоконнике стеклянную банку с холодным чаем. И подумал: а смог бы до нее дотянуться больной, неходячий человек? Эта банка и дала толчок истории".
С Абдурахманом Юсуфалиевым, исполнителем роли старика режиссеру очень повезло.
"Абдурахман – профессиональный актер, - говорит Холиков. - Сначала он играл в театре, а сейчас его стали приглашать в кино. Я почти не объяснял ему, как нужно играть. Он сам хорошо вошел в образ. За этот фильм Абдурахман получал призы как лучший актер на фестивалях в Кыргызстане и Индии. Самое интересное, что в профессию Юсуфалиев пришел после пятидесяти лет. И оказался востребованным".