ТАШКЕНТ, 21 фев — Sputnik. Известная спортсменка из Узбекистана Ирода Туляганова не только занимается развитием большого тенниса в республике, но с 2020 года будет курировать этот вид спорта в Азии.
О сложностях и первоочередных задачах в этой сфере, а также о смелых планах она рассказала в интервью Sputnik Узбекистан.
— Сегодня вы из прославленной спортсменки выросли в чиновника регионального масштаба. Было ли сразу такое стремление, или такая карьера сложилась сама по себе?
— К нынешней должности вице-президента Федерации тенниса Азии я шла последовательно. Всему свое время. Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с теннисом, даже после ухода из большого спорта, но как именно, я не понимала. Во время спортивной карьеры я получила травмы, после которых играть профессионально было уже невозможно. Когда пришло время выбирать: оставаться в спорте или уходить, я решила попробовать себя в качестве тренера. Это был непростой период: из профессиональной теннисистки перейти сразу в наставники. Мне пришлось искать себя. Я смотрела на своих зарубежных коллег, достигших таких же высот, как и я, но финансово более обеспеченных, и понимала, что нужно продолжать зарабатывать, но уже не турнирами.
Так я осознала, что мне нужно попасть в федерацию, понять, как это все работает изнутри. Примерно в это же время глава нашего государства, Шавкат Мирзиёев, отметил, что успешные спортсмены, завершая соревновательную карьеру, должны принимать участие в развитии своего вида спорта в стране. В итоге я заняла пост генеральным секретарем Федерации тенниса Узбекистана.
— Какие теперь у вас полномочия и обязанности в связи с избранием вице-президентом федерации Азии?
Имея определенный багаж знание и понимание проблем и процессов в этой сфере на примере своей страны, я баллотировалась на пост вице-президента Федерации Азии и была избрана. Теперь я отвечаю за развитие профессионального тенниса и в этой части света.
— Трудно ли было перестроиться вам, спортсменке с мировым именем, главному тренеру страны после активной работы на корте на кабинетную административную деятельность?
— На самом деле, совсем не сложно. В какой-то момент я поняла, что стать выдающимся тренером, все время находиться на корте я не смогу. Гораздо продуктивнее заниматься развитием не одного игрока, а большого спорта во всей стране, а сейчас уже в целом регионе. Работа в кабинете, конечно, не самая простая, но я стараюсь не упустить ничего важного, вникая во все процедуры и бюрократические особенности.
— Какими будут ваши первые шаги на новом посту?
— Сейчас в центре нашего внимания детский теннис и его популяризация. Но наша задача не только развить его во всех уголках страны, но и вывести теннис на совершенно новый уровень. Без помощи государства, в том числе глав регионов, а также без привлечения спонсоров и меценатов – это сложно. Но определенные успехи уже есть. Мы благодарны руководителям областей за помощь в организации турниров в разных частях республики. Некоторые соревнования проходят уже более 20 лет!
Еще одна задача — развить тренерский состав. В силу разных обстоятельств мы потеряли тех наставников, которые могли бы довести наших лучших спортсменов до самого высокого уровня. Кто-то ушел из профессии по возрасту, иные уехали. Так что кадровый вопрос сегодня очень актуален.
Теннисисты должны иметь возможность тренироваться за границей, видеть работу своих иностранных коллег и тренеров, обмениваться опытом. Спортсмены должны стремиться выигрывать турниры в Европе и Америке, чтобы с полученными опытом и достижениями возвращаться на родину. Так формировались я, Акгуль Аманмурадова, Денис Истомин. Это позволяет сформировать сильных, уверенных в себе личностей и профессионалов.
— На ваш взгляд, теннис все еще привилегированный вид спорта в Узбекистане и в мире?
— Пока да, и эту проблему нам также предстоит решать. Теннис должен стать доступным и конкурентным. Спортсменам важно почувствовать, что если они будут добиваться хороших результатов, то государство в лице Минспорта, Олимпийского комитета, Федерации тенниса возьмут над ними опеку и предоставят все необходимое. Никто не спорит, теннис – затратный вид спорта, он требует подготовленного места для игры, специальной амуниции и дорогостоящего инвентаря. Футболом, боксом, борьбой, в общем-то, можно начать заниматься в любом месте, хоть во дворе дома, где это и происходит. С теннисом несколько сложнее.
Совместно с Международной федерацией этого вида спорта мы реализуем новую программу развития тенниса в Узбекистане. Так, в 2019 году прошли по всей стране мастер-классы, в которых я принимала непосредственное участие. С нами также были Денис Истомин и Фаррух Дустов. Мы бесплатно предоставили детям теннисный инвентарь — с них требовалась лишь спортивная форма. Другими словами, для первых шагов в этом спорте родителям не пришлось тратить много средств на ребенка.
— В современном мире почти ни один вид спорта не обходится без высоких технологий. А какими ноу-хау может похвастать сегодня большой теннис?
Еще одно инновационное решение – приложение для смартфона, которое позволит спортсмену после матча или тренировки получить детальный анализ своей игры. Для этого корт будет оснащен специальной системой, сопряженной с гаджетом теннисиста, что позволит анализировать его действия и поведение соперника.
— Каковы, на ваш взгляд, главные достижения тенниса в Узбекистане на сегодняшний день?
— Самое главное для теннисиста – возможность участвовать в международных турнирах, набирать очки, улучшать свою позицию в мировом рейтинге. Федерация тенниса Узбекистана среди самых продвинутых в мире. Мы принимаем такие престижные международные соревнования как юниорские и профессиональные ATP Challenger, турнир WTA Tashkent Open, лицензию на который приобрести не так просто, а у нас она есть.
— Планируется ли для популяризации тенниса привлекать на мастер-классы в Узбекистан именитых спортсменов, звезд первой величины? Насколько это, на ваш взгляд, полезно?
— Может быть, сейчас это прозвучит немного ревностно, но я скажу так. Если мы можем позволить себе пригласить к нам какого-то знаменитого спортсмена, чтобы привлечь внимание к спорту, а речь идет о сотнях тысяч долларов и даже миллионах, то лучше дайте нам эти деньги, и я потрачу их не на одного человека, а на детей, занимающихся теннисом, со всей республики.