Узбекистан с 1 мая перестает дотирование и регулирование цен на бензин марки АИ-80, а также на дизтопливо, в том числе "ЭКО".
Эксперт: госдотации на бензин - палка о двух концах
По мнению российского эксперта, такие постепенные шаги государства в переходе к рыночным механизмам в топливно-энергетической сфере вполне разумны и вряд ли приведут к серьезным изменениям на рынке.
"Бензин с низким октановым числом уже давно стал редкостью. Производить АИ-80 по евростандартам очень дорого и нерентабельно, особенно если учесть то, что машин, ездящих на этом бензине, осталось не так много. По сути производители должны делать топливо уровня АИ-92, а продавать его дешевле. Конечно, это пагубно отражается на отрасли", — пояснил Гусев.
Он добавил, что в дотациях государства есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, сдерживая цены на топливо, правительство удерживает общий уровень инфляции и дает экономике больше возможностей для развития. С другой стороны, искусственно заниженные цены на бензин не стимулируют более энергоэффективные производства и технологии. В этих условиях, уверен эксперт, нужен разумный компромисс, чтобы не спровоцировать социальное напряжение, но при этом нарпвлять экономику и промышленность в рыночное русло.
Подробный комментарий слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан.