На борту практически безоружного теплохода находилось до десяти тысяч человек — раненые красноармейцы, медицинский персонал, женщины и дети. Спасены только восемь человек.
Русское географическое общество 27 апреля сообщило: "На дне Черного моря найден теплоход "Армения". Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья. Сложно переоценить результат совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества".
Настойчивые поиски продолжались более 35 лет. Связанное с трагедией "Армении" дело №19 в Центральном военно-морском архиве в конце 1940-х годов было засекречено и недоступно для исследователей. Единственная географическая привязка нашлась в Музее медицинской службы Черноморского флота в 1991 году — информация о воздушной атаке у поселка Гурзуф в районе Медведь-горы.
Однако большие глубины и сложный рельеф дна в этом районе моря значительно осложняли поиск. Даже известный американец Роберт Баллард, который обнаружил затонувшие "Титаник" и "Бисмарк", со всем своим высокотехнологичным оборудованием не сумел найти "Армению". Разумеется, настойчивые многолетние поиски объяснялись не тем, что на теплоходе остались сокровища крымских музеев, а памятью и долгом.
Гибель санитарного транспорта считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории. Для сравнения, на "Титанике" погибло около 1 500 пассажиров, на германском "Бисмарке" — более 2 100 военных моряков.
Эти цифры многократно перекрываются человеческими потерями "Армении" (от 7 до 10 тысяч погибших, точная цифра не установлена).
С учетом условий обстановки, трагедия санитарного теплохода достойна книг и фильмов и должна быть известна всему человечеству, чтобы в мире не забывали об ужасах и жертвах Второй мировой войны, о роли Советского Союза в победе над фашистской Германией.
Никто не забыт
После идентификации корпуса санитарного судна "Армения" телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели экипажа и пассажиров. Также были отданы воинские почести — на воду спустили венок, произвели три ружейных залпа.
"Человеку на море страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом" — это из древнего Поморского морского устава, появившегося гораздо ранее Корабельного устава ВМФ России. Непредсказуема и опасна морская стихия, а война на море жестока вдвойне. Если корабль или судно в холодную пору терпит бедствие вдали от берега, в ледяной воде люди почти обречены на гибель.
Немецкие войска в конце сентября 1941 года захватили Перекоп и вошли в Крым. Красная армия с боями отступила к Севастополю, главной базе Черноморского флота. В начале ноября начались артиллерийские обстрелы и осада города, но еще можно было эвакуировать раненых, женщин и детей морем. Этим и занимался экипаж теплохода "Армения" под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского.
Судно водоизмещением 6 000 тонн, длиной 112 метров в мирное время перевозило до 980 пассажиров в комфортабельных каютах. Летом 1941-го "Армения" стала госпиталем и с августа за 15 рейсов успела переправить из Крыма на Большую землю 15 тысяч раненых красноармейцев. Подобные переоборудованные теплоходы за годы войны в Черном море эвакуировали (спасли) более 412 тысяч человек.
В последний рейс санитарное судно вышло из Севастополя 6 ноября, чтобы перевезти в Туапсе около 300 раненых, медперсонал четырех военных госпиталей и несколько тысяч мирных жителей. В ночной Ялте "Армения" приняла на борт еще несколько сотен человек и утром 7 ноября взяла курс на Кавказ в сопровождении двух сторожевых катеров.
На удалении 15 миль от крымского побережья судно атаковали самолеты Люфтваффе Heinkel-111 (по другим данным — Junkers 87). Сторожевые катера Черноморского флота и четыре зенитные пушки на палубе транспорта не уберегли от попаданий бомб и торпед. Разрушения были огромны, "Армения" ушла под воду за четыре минуты. В свинцовых ноябрьских волнах чудом выжили только восемь человек из многих тысяч.
Международное право в годы Второй мировой запрещало обстреливать госпитальные суда с опознавательными красными крестами, но немецкие летчики пренебрегали всеми нормами. Гитлеровские войска вели войну на уничтожение Красной армии и мирных жителей. В России этого не забыли, и постоянное укрепление обороны Черноморских рубежей страны — не только оперативный ответ на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, это проекция исторической памяти.
"Армения" останется на картах
После спуска на воду в 1928 году на Балтийском заводе "Армения" вошла в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Красивый и надежный теплоход был рассчитан на дальние плавания (до 4 600 миль) со скоростью 14,5 узлов (около 27 км/час), имел достаточно большой экипаж — 96 человек.
Моряки знают, что у каждого корабля или судна есть своя душа и стать — вполне осязаемые и неразрушимые "элементы конструкции". Возможно, поэтому на огромной глубине "Армения" сегодня стоит на ровном киле, не заваливаясь на борт даже через 79 лет после гибели. Хотя надстройка и палуба сохранили следы ужасающего авиаудара — леерные ограждения и другие вертикальные элементы взрывами просто вывернуты наружу.
Между тем история не заканчивается. Найденный корпус теплохода "Армения" будет объявлен воинским захоронением, точку с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы нанесут на морские карты. После этого все проходящие мимо корабли и суда ВМФ России будут приспускать флаги и отдавать воинские почести павшим защитникам Отечества.
Итоги экспедиции 2020 года позволят детально восстановить последний день "Армении". Центр подводных исследований Российского географического общества уже снимает документальный фильм о судьбе теплохода.
Полуторакилометровая глубина поможет сохранить покой нескольких тысяч погибших на борту "Армении" от криминальных посягательств искателей сокровищ или сенсаций. А поисковики Минобороны РФ и Российского географического общества продолжат свою работу, ведь раскрыты еще не все тайны Второй мировой.