История создания, эксплуатации и продвижения американского многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 убедительно демонстрирует превосходство маркетинга над технологиями производства боевого самолета-невидимки.
Заметим, крейсерская сверхзвуковая скорость доступна многим современным истребителям, а для пятого поколения она должна быть не ниже 1,4 Маха.
При достижении скорости 1 Маха истребитель F-35 также теряет свойства "невидимости" для радаров, то есть скрытность и внезапность. С любым оружием на внешней подвеске малозаметность "Молний" исчезает даже на дозвуковых скоростях.
Упомянутые проблемы технологически неустранимы. Самолет эксплуатируется в трех модификациях: обычный, с укороченным взлетом и посадкой, а также палубный. Для ВМС США ситуация уязвимости "невидимок" связана еще и со значительным географическим отрывом от ремонтной базы. Если в начале похода палубный F-35 выйдет из строя, это снизит боевую эффективность авиакрыла на несколько месяцев.
Что означают для истребителя ограничения скорости и маневра в боевой обстановке?
В противостоянии с технологически равным противником истребитель F-35 превращается в мишень. Исход вполне предсказуем в воздушном бою, к примеру, с высокоскоростными и сверхманевренными "Сушками" и "Мигами" российского производства.
"Косяки" пятого поколения
Концепция F-35: уничтожить противника прежде, чем он сможет обнаружить "невидимку". Однако американский многоцелевой истребитель выглядит слишком "сырым" для успеха подобных миссий. Высокая скорость угрожает не только планеру и специальному стелс-покрытию F-35, но и делает уязвимыми множество антенн в хвостовой части самолета.
В июне прошлого года опубликована информация о 13 основных технических проблемах F-35, которые влияют на способность самолета выполнять боевые задачи и безопасность летчика. С того времени количество ключевых недостатков убавилось до пяти, но и это слишком много для машины ценой 100 миллионов долларов за штуку. Ситуация тем более парадоксальна, что стоимость программы создания F-35 Lightning II — около 1,3 триллиона долларов, и многоцелевой истребитель-бомбардировщик серийно выпускается с 2011 года.
На пути продвижения продукта Lockheed Martin встречаются препятствия. Так, несколько стран-партнеров Соединенных Штатов угрожали выйти из совместной программы производства F-35 из-за "шпионского" программного обеспечения.
Проблема в информационной системе ALIS, которая следит за всеми перемещениями, маневрами, миссиями самолета F-35 в любой точке планеты, независимо от желания страны-обладателя. Система якобы анализирует техническое состояние и логистику во благо пользователю.
Некоторых излишне суверенных партнеров США беспокоит, что ALIS передает данные о полетах "большому брату" в Пентагон. Ожидается, что эту проблему вскоре снимет более совершенная версия системы ALIS 3.6.
Истребитель не игрушка
Просматривается американская тенденция переоценки своих технологических возможностей в области военного авиастроения. Ранее признан неудачным опыт создания истребителя пятого поколения F-22 Raptor (ненадежное радиопоглощающее покрытие, обнаруживается радарами метрового диапазона, малый радиус действия — 750 км). Слишком неудобной оказалась и цена серийной машины — 350 миллионов долларов. В итоге Пентагон закупил только 187 "невидимок" F-22 (в планах было 384 единицы). Удешевление F-35 Lightning II за счет одного двигателя (вместо двух) снизило тяговооруженность, скорость, маневренность и боевую нагрузку. Что особенно заметно в сравнении с аналогами.
Истребитель Су-57 имеет выдающиеся летные и боевые характеристики, значительно превосходящие возможности американских аналогов пятого поколения F-22 и F-35. Малая "эффективная отражающая поверхность" Су-57 позволяет ему оставаться практически невидимым для радаров противника, в конструкции композиционные материалы составляют 70% поверхности и 25% веса самолета. Эксперты США вынужденно признают превосходство российского истребителя и отмечают высочайшую маневренность Су-57 на сверхзвуковых скоростях, инфракрасную систему поиска и слежения, которой не обладает даже сверхдорогой F-22 Raptor.
Су-57 способен вести сверхманевренный ближний бой с применением пушечного вооружения, а также использовать широкий спектр ракет средней и большой дальности. Превосходство Су-57 обеспечивают основная радиолокационная станция, уникальные оптико-электронная система обнаружения целей и система постановки электронных помех, так называемая "умная обшивка".
Российский истребитель способен обнаруживать воздушные и наземные цели на дальности до 400 км, одновременно сопровождать до 62 объектов, передавать целеуказания другим самолетам и беспилотникам. Воздушно-космические силы РФ до 2028 года должны получить 76 таких машин. Серийное производство (с 2019 года) российского истребителя пятого поколения Су-57 неизбежно потеснит конкурентов на мировом рынке.