ТАШКЕНТ, 5 мая — Sputnik. В январе-феврале 2020 года инфляционные ожидания бизнеса и населения имели снижающийся тренд. В марте они сохранились на уровне февраля, что стало результатом повышения спроса на базовые продовольственные товары из-за введения карантинных ограничений, сообщают в пресс-службе ЦБ.
При этом инфляционные ожидания субъектов предпринимательства значительно выросли. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Центральным банком. В частности, респонденты объяснили рост инфляционных ожиданий бизнеса в марте в связи с ожиданиями резкой девальвации национальной валюты, снижением объемов предложения на внутреннем рынке в результате ограничения импорта и сокращения производства из-за карантинных мер.
По мнению субъектов предпринимательства, влияние уровня заработных плат на цены, а также тарифов на энергоресурсы и коммунальные услуги будет снижаться.
Дальнейшее снижение инфляции в экономике, особенно ощущаемой инфляции, и смягчение карантинных ограничений, в свою очередь, поспособствует снижению инфляционных ожиданий.
Напомним, что, принимая во внимание ряд факторов, в том числе ослабление давления на инфляцию со стороны факторов спроса, базовый прогноз инфляции к концу 2020 года пересмотрен в сторону понижения на 1 п. п. относительно первоначальных оценок (12-13,5%) и составляет 11-12,5%.
во-первых, снижение внешней и внутренней экономической активности сказывается на доходах населения, что приводит к значительному сокращению спроса на товары и услуги, которые не являются товарами первой необходимости;
во-вторых, нулевые ставки таможенных пошлин и акцизного налога на импорт ряда основных потребительских товаров и сырья для них, установленные до 31 декабря 2020 года, предотвратят резкий рост цен на товары, пользующиеся высоким спросом в период карантина;
в-третьих, в результате приостановки следующего этапа повышения цен на энергоносители в рамках реформ по либерализации цен в этом году. Данный фактор не окажет повышательного влияния на инфляцию;
в-четвертых, динамика роста цен на определенные продукты питания и потребительские товары первой необходимости в условиях карантина носит временный характер. Насыщение рынков данными товарами в результате сбора нового урожая сельскохозяйственной продукции в последующие месяцы, а также меры, предпринимаемые правительством для обеспечения продовольственной безопасности, будут служить стабилизации цен на данную группу товаров.
Кроме того, эффективная координация действий с соседними странами по обеспечению непрерывного товарооборота и логистики основных потребительских товаров нивелирует возможные скачки цен на основную группу этих товаров.