Общество

Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы

© Sputnik / В. Шияновский / Перейти в фотобанкТранспортный самолет ЛИ-2
Транспортный самолет ЛИ-2  - Sputnik Узбекистан
В конце 1941 года в Ташкент был эвакуирован авиационный завод им. В.П. Чкалова, сыгравший важную роль в оборонной промышленности Советского Союза.

ТАШКЕНТ, 6 мая — Sputnik. С началом Второй мировой войны в Узбекистан были эвакуированы десятки предприятий. Среди них — авиаремонтный завод им. В.П.Чкалова, позднее переименованный в Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова (ТАПОиЧ). Теперь на его базе действует Ташкентский механический завод. В архивах предприятия сохранились уникальные документы о том, как в суровые годы завод пережил эвакуацию и за считанные недели запустил производство крылатых машин для фронта.

Эвакуация в Ташкент: станки срывали с фундаментов

С июня 1941 года завод имени Чкалова перешел на выпуск военной продукции. Однако ситуация на фронте усугублялась, поэтому 15 октября предприятие получило предписание немедленно приступить к эвакуации в Узбекскую ССР.

Время не позволяло демонтировать станки "по науке", их просто-напросто срывали с фундаментов вместе с электрооборудованием и волоком тянули на грузовую эстакаду, срочно сооруженную у главного заводского корпуса. Лебедок и кранов не хватало, многое грузили вручную сообща - конструкторы и рабочие, технологи, механики, служащие...

Сердцем авиазавода был многотонный гидропресс, а также компрессоры. Без них производство было невозможным. Руководить демонтажем и перевозкой ценного груза поручили главному инженеру предприятия Б.П. Лисунову. Процедура требовала слаженной работы профессиональных кадров, ведь 80% деталей самолета выдавал именно гидропресс.

© Фото из архива ТМЗГидропресс американского производства "Болдвин". На нем изготавливались до 80 процентов деталей самолета ПС-84
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Гидропресс американского производства "Болдвин". На нем изготавливались до 80 процентов деталей самолета ПС-84

Чкаловцы рассудили здраво — до снятия оборудования оно должно поработать на задел и дать как можно больше деталей. Именно поэтому станки, прессы, стапели функционировали до самого последнего момента, потом их быстро демонтировали и грузили в эшелоны.

В теплушках под обстрелом

Комсомольско-молодежная бригада одного из советских заводов за изготовлением мин - Sputnik Узбекистан
Общество
Все для фронта: Харьковский велозавод в Бухаре – от мин до хлопка
В Ташкент ушло 17 эшелонов (около тысячи вагонов). Было эвакуировано 812 единиц оборудования, весь задел деталей и материалов. Рядом со станками и агрегатами холодной осенью в стылых товарных вагонах, наскоро оборудованных печками-буржуйками, ехали в незнакомую Среднюю Азию 4 880 рабочих завода и членов их семей. Одним из пассажиров эшелона был двухнедельный младенец Юрий Маковецкий, спавший в поддоне токарного станка — впоследствии он стал сотрудников ТАПОиЧ. Е.Н. Булкина из отдела товаров народного потребления и вовсе родилась в вагоне по дороге из Химок в Ташкент.

Не все эшелоны прошли до Узбекистана благополучно. Десятый состав 5 ноября недалеко от Москвы у разъезда Авсюнино подвергся бомбардировке и обстрелу из пулеметов. Несколько десятков человек погибли, двадцать детей из эшелона остались сиротами.

Последний состав отправился из Химок 13 ноября. Начальник этого эшелона Васильков писал: "Мы везли самое тяжелое прессовое оборудование. Груз был негабаритным, поэтому потребовались специальные вагоны и разрешение на транспортировку. Кроме того, пришлось захватить тяжелые тракторы, тягачи, автокары — всю технику, с помощью которой мы вели демонтаж. Предстояло сформировать еще и автотранспортную колонну: все наши автомашины, загруженные остатками оборудования и имущества, отправились в Ташкент своим ходом".

Второй день рождения

Первый поезд с заводчанами прибыл в Ташкент 20 ноября 1941 года. Эта дата считается днем второго рождения завода, но уже на узбекской земле.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Завод авиационных бомб - Sputnik Узбекистан
Колумнисты
Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов
В столице Узбекской ССР для размещения нового производства выделили четыре территории. На 17 тыс. кв.м, принадлежавших полиграфкомбинату, разместилось заготовительное производство. В зданиях и ангарах завода Гражданского Воздушного флота на площади в 13 тыс. кв.м предстояло трудиться коллективам агрегатного и сборочного производств. В помещениях деревообделочного завода Чирчикстроя на площади в 2,3 тыс. кв.м установили оборудование деревообделочного цеха. Под заводские склады обустроили 3,3 тыс. квадратов на текстильном комбинате.

© Фото из архива ТМЗЗдание отдела кадров завода в 1942 году, Первая компрессорная построенная на территориях агрегатных цехов
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Здание отдела кадров завода в 1942 году, Первая компрессорная построенная на территориях агрегатных цехов
При нечеловеческих усилиях график перебазирования завода и ввода его в строй был выполнен. Вот что вспоминал ведущий конструктор технологического отдела клепально-сборочных работ Л.А. Любарский, поступивший на завод в середине декабря 1941 года учеником в крыльевой цех.

"Наш цех размещался в ангаре. Холод там был адский. К цеху на волокушах подвозили стапеля, и мы на руках заносили их в цех. Сжатого воздуха не было. В определенное время заезжала автомашина ЗИС-5 с компрессором, от которого работала одна дрель и один пневмомолоток. Крыло сверлили и клепали вручную. В январе вынимали первое крыло из стапеля. Собрали всех ребят, при помощи тали положили крыло на наши спины, а затем опустили его на тележку... Как бы не было тяжело, никто не уходил домой до тех пор, пока не выполнил сменного задания".

Всего за сорок дней завод был запущен и стал давать продукцию для фронта. Уже 7 января 1942 года выпущен первый самолет, а с 17 января началось серийное производство военных машин.

Крылья Победы

С января 1942 года по решению Государственного Комитета обороны всем строящимся и проектируемым самолетам присваивались имена их главных конструкторов: ТУ, ИЛ, ЯК... Самолету ПС-84 было присвоено имя главного инженера завода Бориса Павловича Лисунова. Именно он руководил эвакуаций оборудования и перезапуском завода, многое сделав для совершенствования этой машины.

© Фото из архива ТМЗГлавный инженер завода в 1938 -46 г.г. Борис Павлович Лисунов
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Главный инженер завода в 1938 -46 г.г. Борис Павлович Лисунов
В годы войны Ли-2 заслужил всеобщее признание, выполняя функции транспортного, десантного, санитарного и буксирующего самолета. Более того, на эти машины устанавливали бомбардировочное вооружение и скорострельные пулеметы для участия в боевых операциях. Ли-2 обеспечил все военные воздушные перевозки, выполнил тысячи посадок на партизанских аэродромах в тылу противника и даже использовался как бомбардировщик. На нем в 1945 году летчик из Узбекистана Абдусамат Тайметов с командиром авиаполка подполковником Алексеем Ивановичем Семенковым доставил Знамя Победы из Берлина в ликующую Москву.

Сборка пассажирского лайнера на ташкентском авиационном заводе - Sputnik Узбекистан
Аналитика
Назад в будущее, или Как Узбекистан заново встает на крыло
Производство боевых машин быстро нарастало. Если в марте 1942 года ежедневно выпускали по одному самолету, то с июля каждые сутки две машины улетали из Ташкента на фронт.

Авиазаводу 25 раз присуждалось Красное знамя Государственного Комитета обороны. Затем оно было передано чкаловцам на вечное хранение как символ трудовой доблести, а в сентябре 1945 года предприятие было удостоено ордена Ленина.

Всего за 1942-1945 годы завод поставил войскам более двух тысяч крылатых машин.

© Sputnik / Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанкМузей на территории Ташкентского механического завода
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Музей на территории Ташкентского механического завода

Как создается уникальный Парк Победы в центре Ташкента  - Sputnik Узбекистан
Видео
Гордость, скорбь и слава народа: как создают Парк Победы в Ташкенте — видео
Памятник легендарному Ли-2 несколько десятилетий красовался на центральной площади завода ТАПОиЧ. Справа и слева — стенды с фотопортретами. На одном — "Ветераны труда Объединения", на другом — "Они сражались за Родину". На мемориальной доске надпись: "Чкаловец! Перед тобой самолет, созданный на земле Узбекистана в годы суровых военных испытаний. Поклонись героическому труду старшего поколения авиастроителей, будь достоин его славных традиций".

© Фото из архива ТМЗМузей при Ташкентском механическом заводе
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Музей при Ташкентском механическом заводе

По решению хокимията Ташкента Ли-2 был снят с постамента на заводе и после тщательной реставрации перевезен в создаваемый парк "Галаба", который откроется 9 Мая в честь 75-летия Великой Победы.

© Фото из архива ТМЗРабочие завода у самолета "Ли-2"
Все для фронта: как завод ТАПОиЧ ковал крылья Победы - Sputnik Узбекистан
Рабочие завода у самолета "Ли-2"
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский