Среди "прощенных" — четыре наемника частной военной компании "Блэкуотер". В сентябрьское воскресенье 2007 года посредине дня на площади Нисур в Багдаде, будучи на охране конвоя с сотрудниками Госдепартамента, они открыли беспорядочный огонь, убив 17 и ранив 20 мирных жителей. Примечательно, что в 2016 году, с уходящим президентом Обамой, осужденные наемники даже не надеялись воспользоваться шансом на помилование.
В самой Америке лоббистские усилия частного военного сектора тоже широки. Обвинения наемникам были предъявлены только через год с лишним, в декабре 2008-го, а еще через год, в 2009-м, на основании... неправильности ведения дела — сняты! В апреле 2011-го дело было возобновлено, а прежнее решение суда признано ошибочным. В январе 2012 года "Блэкуотер" пыталась откупиться, выплатив компенсацию семьям шести жертв инцидента. И только в 2014 году (через семь лет после преступления!) наемники все же получили сроки: один, который первым открыл огонь, — пожизненное заключение, трое — по 30 лет тюрьмы. В августе 2019 года апелляционный суд подтвердил пожизненное наказание.
Но, несмотря на подтвержденный обвинительный приговор, осужденные знали: с Дональдом Трампом шансы на их стороне. Даже вне обычного периода раздачи президентских милостей он снимал ответственность за военные преступления с отъявленных головорезов. В ноябре 2019 года президент помиловал спецназовца ВМФ США Эдди Галлагера, осужденного в июле за убийство охотничьим ножом, без причины, пленного подростка из ИГИЛ* и позирование рядом с трупом. По словам сослуживцев, "чертов дьявол" ("freaking evil") Галлагер, выбравший себе кличку Blade (Клинок), был "готов убивать все, что двигалось". Другие обвинения в адрес Галлагера включают расстрел школьницы и старика из снайперской засады. Все преступления были совершены в Ираке. Причем Трамп так настаивал на оправдании спецназовца — "великого бойца", по его словам, — что даже отправил в отставку командующего ВМС Ричарда Спенсера! Потому что он выступил против оправдания. И чтобы утвердить свои "ценности", пригласил Галлагера с женой к себе домой в Мар-а-Лаго! Галлагер нащелкал много фотографий и хвалился высоким приемом в соцсетях.
А в 2016 году семья Принс финансировала кампанию Трампа. В результате сестра Эрика Бетси Девос получила пост министра образования — одна из немногих, кого Трамп продержал на месте весь срок. Фамилия Девос, по мужу, связала ее с гигантским капиталом компании "Амвей", производителя средств бытовой химии, популярных в России. Вопросами образования Бетси Девос никогда не занималась, зато (в лучших семейных традициях) предлагала вооружить всех учителей в школах.
Эрик Принс тем временем разрабатывал для Трампа новую стратегию по Афганистану: заместить регулярных военных наемниками и заниматься исключительно выкачиванием природных ресурсов, коих в Афганистане насчитали на целый триллион долларов. В качестве образца Принс призывал взять Британскую Ост-Индскую компанию — именно ту, что устроила Китаю в XVIII-XIX веках серию опиумных войн, после которых Китай перестал существовать как политический актор. Трампу идея, без сомнения, очень понравилась. Однако прежде нужно было заставить сдаться весь Пентагон — этого, конечно, не случилось.
За годы деятельности название компании "Блэкуотер" стало синонимом безудержного роста частного военного подряда, безнаказанных убийств граждан других стран и неспособности государства даже с очень сильной правовой системой контролировать эту индустрию. Лучшее описание и анализ деятельности Blackwater дает одноименная книга американского журналиста-расследователя Джереми Скейхилла (Jeremy Scahill).
Конфликты с военными у ЧВК регулярные. На слушаниях в конгрессе бригадный генерал Карл Хорст говорил: "Эти парни носятся по стране совершенно без тормозов и творят глупости. Над ними нет руководства, так что не к кому даже обратиться. <...> Они убивают людей, а расхлебывать последствия приходится кому-то еще".
Приватизация войны выгодна только приватизирующим: каждый наемник "Блэкуотер" обходился американскому налогоплательщику в 1222 доллара в день — примерно в шесть раз больше, чем солдат регулярных ВС США.
Только с ЦРУ у "Блэкуотер" особых разногласий никогда не наблюдалось. "Наши отношения стали глубоко братскими. Сложилось ощущение, что "Блэкуотер" стала продолжением Управления", — говорил бывший высокопоставленный офицер ЦРУ в 2009 году.
Сам Принс в 2010-м отбыл в Абу-Даби — подальше от американского правосудия — и основал там компанию Reflex Responses, в частности, для подготовки нескольких тысяч коммандос для местного шейха. В Гонконге ему принадлежит Frontier Services Group, она обслуживает интересы Китая в Африке.
Открыв ящик Пандоры частного военного бизнеса, США спровоцировали спрос на мировом рынке военных конфликтов. Частные армии подрывают традиционную государственную монополию на применение силы. ЧВК получают выгоду от конфликта: они могут создавать и расширять такие конфликты ради собственной прибыли, могут воевать на обеих сторонах — и делают это.
России стоит основательно изучить многочисленные риски на этом пути.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
Источник: РИА Новости