Общество

Корабль-герой "Ташкент": подвиги "голубого крейсера" в Крыму и спасенная панорама

© Sputnik / Алексей МежуевЮнга Боря Кулешин награжден орденом Красной Звезды. Лидер эскадренных миноносцев "Ташкент". Севастополь. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Юнга Боря Кулешин награжден орденом Красной Звезды. Лидер эскадренных миноносцев Ташкент. Севастополь. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Многие немцы, воевавшие в 1941-42 годах на юге Украины и в Крыму, надолго запомнили название столицы далекого Узбекистана. Тогда на Черном море гремело имя одного из лучших кораблей советского флота – лидера эсминцев "Ташкент".
ТАШКЕНТ, 9 мая — Sputnik. Имя Ташкента – далекого от морей и океанов и неизвестного для захватчиков города – прославил на фронтах Великой Отечественной корабль, до конца державший оборону Севастополя в самые тяжелые месяцы боев.
От других военных судов его выделяло почти все: и быстроходность – он мог развивать до 44 узлов (около 80 км/ч), и внешний вид, и необычная окраска его бортов и надстроек – не серо-стальная, как на остальных кораблях, а с голубым отливом.
Но все-таки вошел в историю он не этим, а подвигами, которые совершил его героический экипаж во время Великой Отечественной войны.

Советский план, итальянское качество

Лидеры эскадренных миноносцев в период между Первой и Второй мировыми войнами получили свое активное развитие как отдельный класс боевых кораблей не только в СССР, но и во многих других странах мира – в том числе Франции, Италии и США.
По мысли морских стратегов, они должны были возглавлять торпедные атаки ударных групп эсминцев по крупным судам противника – крейсерам и даже линкорам. "Лидерами" же их делало более сильное вооружение, большее водоизмещение и выдающиеся скорость и маневренность.
© РИА КрымМакет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
Макет лидера эскадренных миноносцев Ташкент в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ ЦВММ Минобороны России) - Sputnik Узбекистан
1/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
© РИА КрымМакет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
Макет лидера эскадренных миноносцев Ташкент в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ ЦВММ Минобороны России) - Sputnik Узбекистан
2/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
© РИА КрымМакет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
Макет лидера эскадренных миноносцев Ташкент в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ ЦВММ Минобороны России) - Sputnik Узбекистан
3/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
© РИА КрымМакет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
Макет лидера эскадренных миноносцев Ташкент в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ ЦВММ Минобороны России) - Sputnik Узбекистан
4/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
1/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
2/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
3/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
4/4
Макет лидера эскадренных миноносцев "Ташкент" в Музее Черноморского флота (Филиал ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России)
В 1930-х годах советские специалисты уже имели опыт создания подобных кораблей, однако сложности, выявившиеся в процессе их строительства, побудили правительство страны обратиться за иностранной технической помощью. В частности, после долгих переговоров в сентябре 1935 года в Москве был заключен договор с фирмой из Италии "Одеро – Терни – Орландо".

Итальянцы обязались по согласованному с Москвой проекту построить один лидер у себя, а затем помочь в создании однотипного судна уже в Ленинграде. Через полтора года, 11 января 1937-го, на верфи в итальянском Ливорно заложили корабль, который впоследствии и прославится под именем "Ташкент". К слову, это название ему присвоили еще тогда, когда он находился на стапелях, – в апреле 1937 года. Получил он его "по наследству" от вооруженного речного парохода. Экипаж того "Ташкента", плававшего по Волге, отличился во время боев Гражданской войны.

© Sputnik / ХоменкоРисунок лидера "Ташкент". Репродукция.
Рисунок лидера Ташкент. Репродукция. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Рисунок лидера "Ташкент". Репродукция.
Лидер спустили на воду 28 ноября 1937 года. Во время традиционного митинга, посвященного этому важнейшему в жизни будущего судна событию, произошел небольшой конфуз.
Представитель фирмы завершил свою торжественную речь здравицами в честь дуче Италии Бенито Муссолини и фашистского режима. Советский переводчик оказался в двусмысленном положении: хотя итальянцы и строили судно для ВМФ СССР, Рим в то время все-таки сложно было назвать другом Москвы. Поэтому, после недолгой паузы, приехавшие из СССР военные и технические специалисты узнали, что итальянец просто "приветствует свое правительство".
© Public domainЛидер эсминцев "Ташкент"
Лидер эсминцев Ташкент - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер эсминцев "Ташкент"
Первые испытания "Ташкента" прошли успешно. В феврале 1939-го на него наконец назначили командира – им стал капитан 2-го ранга Лев Владимирский, который занимался его приемкой в Ливорно. В апреле корабль, замаскированный под пассажирское судно, проследовал в Одессу, а 6 мая его передали в руки уже советских строителей. На Черном море "Ташкенту" предстояло пройти через дальнейшие проверки, а также установку вооружений.
В состав флота его включили лишь 5 октября 1939 года, а в строй он вступил еще на год позже – 22 октября 1940-го.
© Sputnik / Алексей МежуевКомандир лидера "Ташкент" капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко
Командир лидера Ташкент капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Командир лидера "Ташкент" капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко
К началу войны на "Ташкенте" успели смениться два капитана: в июне 1939 года на эту должность командование назначило капитана 2-го ранга Евгения Жукова, а в феврале 1941 года – капитана 3-го ранга Василия Ерошенко. Именно ему и выпала честь вести лидер эсминцев в бой.

Первые месяцы войны

Роковой день 22 июня 1941-го "Ташкент" встретил на заводе в Николаеве, где проходили финальные работы по монтажу вооружения, докованию и покраске его корпуса. Так как подготовка корабля еще не была завершена, долгожданный приказ следовать в Севастополь поступил почти через месяц – лишь в середине июля.
По иронии судьбы обычный переход от заводской стенки на главную базу Черноморского флота, который не должен был занять и суток, мог закончиться плачевно. Едва отойдя от причала, "Ташкент" попал под удар внезапно навалившего ливня и шквала. Лидер к тому времени все еще спускался вниз по реке Южный Буг, и любой порыв ветра мог снести его с курса и посадить на мель. Пришлось бросить якорь на фарватере и ждать, когда шторм стихнет.
Затем "Ташкент" продолжил свой первый поход военного времени и открыл счет встречам с противником – зенитчики два раза открывали огонь по немецким самолетам. В скором времени лидер благополучно добрался до Севастополя.
© Public domainЛидер эсминцев "Ташкент"
Лидер эсминцев Ташкент - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер эсминцев "Ташкент"
По решению флотского командования экипажу "Ташкента" предстояло пока только готовиться к будущим сражениям. Личный состав пополнился недостающими офицерами, а в учебных выходах в море отрабатывалась слаженность действий команды. Тогда же на корабле установили защиту против магнитных мин – вдоль желобов, предназначенных для стока воды с палубы, протянули обычную обмотку.
В августе лидер вместе с тремя эсминцами вошел в боевую группу, которой поставили задачу по уничтожению кораблей и транспортов противника в западной части Черного моря. Однако тогда врага так и не обнаружили. В этот день "Ташкент" единственный раз использовали по его прямому предназначению, потому как в дальнейшем ему приходилось выполнять не свойственные для такого типа кораблей задания.
© Sputnik / Алексей МежуевСоветские воины загружают боеприпасы и технику на лидер эсминцев "Ташкент". Черноморский флот.
Советские воины загружают боеприпасы и технику на лидер эсминцев Ташкент. Черноморский флот. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Советские воины загружают боеприпасы и технику на лидер эсминцев "Ташкент". Черноморский флот.
Первое из них не заставило себя долго ждать – 22 августа лидер отправили под Одессу, где он должен был поддержать огнем своих орудий войска, оборонявшие город от наступавших немецких и румынских дивизий.
Стрельба главным калибром у селения Дофиновка была результативной – артиллеристы "Ташкента" заставили фашистов отступить. А на следующий день им удалось, помимо прочего, подавить батарею противника, которая сама открыла огонь по кораблю. После полудня лидер отправился обратно в Севастополь, чтобы заняться конвоированием транспортных судов, перевозящих пополнение и боеприпасы в осажденный город.
Тридцатого августа, когда "Ташкент" вновь обстреливал позиции врага под Одессой, его атаковали три немецких бомбардировщика. В это время корабль маневрировал на малом ходу и был достаточно легкой целью. Несмотря на это, лидер избежал прямого попадания, однако сила удара от разорвавшейся рядом бомбы все же нанесла значительный урон.
© Sputnik / Георгий ЗельмаГород в огне. Оборона Одессы.
Город в огне. Оборона Одессы. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Город в огне. Оборона Одессы.
По правому борту в корме образовалась пробоина диаметром почти восемь метров, оказались затоплены некоторые помещения корабля. Кроме того, в стальном борту в районе полубака обнаружили поперечные складки, грозившие надломом корпуса судна. Во время взрыва погибли два человека, семеро были ранены, а один – пропал без вести. К счастью, последнего вскоре нашли: краснофлотца Лаушкина выбросило в море, где его вскоре подобрали моряки сторожевого катера.
Повреждения "Ташкента" оказались настолько серьезными, что его решили чинить в Севастополе, а не в Одессе. 31 августа он своим ходом вместе с кораблями охранения вернулся на главную базу, где и встал на длительный ремонт.
В мирное время на него ушло бы несколько месяцев, но усилиями рабочих Морского завода и помогавших им членов экипажа все было сделано к середине октября. В эти же дни удалось заметно улучшить защиту корабля от самолетов противника.
© Sputnik / Евгений ХалдейВеликая Отечественная война (1941-1945 гг.). Оборона Севастополя и битва за Крым (сентябрь 1941 - июль 1942 гг.). Линкор " Севастополь" ведет огонь по вражеским позициям в Северной бухте.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Оборона Севастополя и битва за Крым (сентябрь 1941 - июль 1942 гг.). Линкор  Севастополь ведет огонь по вражеским позициям в Северной бухте. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Оборона Севастополя и битва за Крым (сентябрь 1941 - июль 1942 гг.). Линкор " Севастополь" ведет огонь по вражеским позициям в Северной бухте.
Все дело в том, что имевшиеся на "Ташкенте" 37-миллиметровые зенитные автоматы не могли поражать цели, летящие на высоте более 2,5 тысяч метров, да и не всегда эффективно боролись с самолетами даже на низких высотах. Решением этой проблемы оказалась 76,2-миллиметровая двухорудийная зенитная установка, изначально предназначавшаяся для строящегося эсминца "Огневой".
Артиллеристам "Ташкента", которые заметили ее смонтированной на корпусе будущего судна, "выбили" ее для себя и установили на корме лидера. Моряки прозвали новое орудие "башней смеха" – во время проверки ее механизмов многие из них не упустили возможность прокатиться на вращающейся вокруг своей оси башне, как на карусели. Все-таки война юмору не помеха.
Первого ноября 1941 года "Ташкент", как и ряд других кораблей флота, из Севастополя перебазировался в порты кавказского побережья – сначала в Поти, а затем в Батуми, где их не могла достать германская авиация. Лидеру теперь предстояло сыграть важную роль в обороне Крыма, в который уже прорвались захватчики.

Полуостров в огне

Отныне главными боевыми задачами для "Ташкента" стали перевозки военных грузов и солдат для осажденного Севастополя, конвоирование транспортных судов, огневая поддержка гарнизона, а также эвакуация раненых бойцов и жителей города на Большую землю. Лишь иногда ему выпадало участвовать в операциях другого рода.
Так, в конце ноября лидер и эсминцы "Способный" и "Сообразительный" сопровождали к Босфору три танкера и ледокол, которые отправлялись на Дальний Восток. Этот поход проходил в исключительно трудных условиях десятибалльного шторма.
© Sputnik / Алексей МежуевЛидер "Ташкент", принявший на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, боезапас и продовольствие, направляется в Севастополь.
Лидер Ташкент, принявший на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, боезапас и продовольствие, направляется в Севастополь. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер "Ташкент", принявший на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, боезапас и продовольствие, направляется в Севастополь.
Шестого января 1942-го "Ташкент" во главе группы других кораблей должен был высадить в Евпатории второй эшелон десанта. Однако на месте выяснилось, что штурм порта с моря, начавшийся еще накануне, закончился неудачно – город находился под контролем оккупантов.
После артиллерийской дуэли с выехавшими на причал немецкими танками и нескольких попыток связаться с еще находившимися в Евпатории советскими бойцами капитан Ерошенко принял решение возвращаться.
Обстреливал "Ташкент" позиции врага не только под Севастополем, но и в районе Феодосии – там в помощи лидера нуждались войска, защищавшие восток Крыма.
Именно в этот период проявили себя его отличные мореходные качества: благодаря своей высокой скорости, превышающей 40 узлов, из всех крупных кораблей Черноморского флота только "Ташкент" мог в темное время суток преодолеть маршрут из Новороссийска, где он тогда базировался, до берегов Крыма, выполнить поставленные задачи и к утру вернуться обратно.
© Sputnik / Алексей МежуевЛидер "Ташкент" принимает на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, направляющихся на защиту Севастополя. Черноморский флот.
Лидер Ташкент принимает на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, направляющихся на защиту Севастополя. Черноморский флот. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер "Ташкент" принимает на борт бойцов-сибиряков стрелковой бригады, направляющихся на защиту Севастополя. Черноморский флот.
Девятнадцатого июня немцы все-таки прорвались к северному берегу Севастопольской бухты и фактически заблокировали вход в нее. По этой же причине командование приняло решение использовать для доставки пополнений гарнизону города только быстроходные корабли. Теперь "Ташкент" разгружался и принимал на борт людей в небольшой Камышовой бухте.

Героические четыре часа

В свой последний боевой поход лидер вышел из Новороссийска 26 июня 1942 года в 15:00. На нем, помимо команды, находилось около тысячи бойцов стрелковой бригады, а также четыре полевых орудия, 700 винтовок и 48 тонн боеприпасов, продовольствия и медикаментов.
Был на "Ташкенте" и особый гость – знаменитый писатель Евгений Петров. Соавтор Ильи Ильфа – к тому времени он стал фронтовым корреспондентом – специально приехал из столицы, чтобы своими глазами увидеть жизнь Севастополя в те дни.
В июле, уже после гибели Петрова в авиакатастрофе "Красная звезда" опубликует неоконченный очерк, в котором от так описал тот поход: "Лидер "Ташкент" совершил операцию, которая войдет в учебники военно-морского дела как образец дерзкого прорыва блокады… Она (эта операция – Прим. ред.) навеки войдет в народную память о славных защитниках Севастополя, как один из удивительных примеров воинской доблести, величия и красоты человеческого духа".
"Ташкент" во время перехода атаковали авиация противника и итальянские торпедные катера, но, несмотря ни на что, ему удалось достичь Камышовой бухты. Здесь на его борт поднялись свыше двух тысяч эвакуируемых мирных жителей и раненых солдат – это было намного больше, чем мог за раз вывести лидер. Но так пришлось поступить из-за того, что эсминец "Безупречный", который должен был забрать часть людей, потопили на подходе к Крыму.
© Sputnik / Александр ЛыскинОдин из фрагментов панорамы панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." Её автор Ф.Рубо (1856-1928) запечатлел один день из 11-месячной обороны города - 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия отразила штурм 173-тысячного англо-французского войска.
Один из фрагментов панорамы панорамы Оборона Севастополя 1854-1855 гг. Её автор Ф.Рубо (1856-1928) запечатлел один день из 11-месячной обороны города - 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия отразила штурм 173-тысячного англо-французского войска. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Один из фрагментов панорамы панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." Её автор Ф.Рубо (1856-1928) запечатлел один день из 11-месячной обороны города - 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия отразила штурм 173-тысячного англо-французского войска.
На лидер также доставили уникальный груз – остатки полотна панорамы Франца Рубо "Оборона Севастополя 1854-55 годов". Здание, где она хранилась, в тот день разбомбили, а все, что оттуда успели вынести и спасти, передали в руки моряков "Ташкента".
Поздней ночью 27 июня корабль покинул место стоянки. А уже на рассвете его атаковали немецкие бомбардировщики. За почти четыре часа 86 самолетов сбросили на "Ташкент" 336 бомб. Благодаря умелому маневрированию, капитану Ерошенко удалось предотвратить прямые попадания в корпус, но, тем не менее, близкие взрывы у борта все же нанесли заметный ущерб. Оказался поврежден руль, несколько помещений были затоплены, а поступление воды из пробоины в первое котельное отделение чуть было не привело к гибели "Ташкента". Но матросы Удовенко, Ананьев, Крайнюков и Милов, находившиеся там, не дали котлу взорваться. Трое из них заплатили за это своими жизнями.
Корабль принял более 1 700 тонн воды, а еще 200 пришлось залить уже самой команде, чтобы выровнять дифферент на нос. На борту лидера погибло около 60 человек, многие оказались ранены. Но "Ташкент" не сдавался и продолжал сражаться!
Ближе к девяти часам утра на помощь лидеру с кавказских баз прилетели бомбардировщики Пе-2, а затем истребители, отогнавшие немецких пилотов. Вскоре на место прибыли эсминцы, торпедные катера и другие суда.
Большую часть эвакуированных севастопольцев и раненых бойцов перевели на эсминец "Сообразительный", а "Ташкент" взяли на буксир и доставили в Новороссийск.
Уже здесь 29 июня героический корабль посетил высокий гость – командующий Кавказский фронтом маршал Семен Буденный. Он сердечно поблагодарил мужественных членов экипажа за их беспримерный подвиг и сказал, что будет ходатайствовать перед наркомом ВМФ о присвоении "Ташкенту" гвардейского звания.
© Sputnik / Алексей МежуевМаршал Совесткого Союза Семён Михайлович Будённый ( слева на первом плане) здоровается с встречающим его на борту лидера "Ташкент" командиром корабля Василием Ерошенко (на первом плане справа). Слева - писатель Евгений Петров.
Маршал Совесткого Союза Семён Михайлович Будённый ( слева на первом плане) здоровается с встречающим его на борту лидера Ташкент командиром корабля Василием Ерошенко (на первом плане справа). Слева - писатель Евгений Петров. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Маршал Совесткого Союза Семён Михайлович Будённый ( слева на первом плане) здоровается с встречающим его на борту лидера "Ташкент" командиром корабля Василием Ерошенко (на первом плане справа). Слева - писатель Евгений Петров.
Но, к сожалению, этого так и не случилось. 2 июля, когда лидер уже был готов к переходу в Поти на ремонт, новороссийский порт внезапно атаковали немецкие самолеты. "Ташкент" получил два прямых попадания и затонул у причальной стенки. 76 моряков погибло, а 77 были ранены.
Корабль сел на неглубокий грунт, поэтому с него удалось снять вооружение – два орудия главного калибра и зенитную установку. Их потом смонтировали на том самом эсминце "Огневой", с которого в свое время "ташкентцы" и позаимствовали "башню смеха". Третье орудие передали на эсминец "Осмотрительный".
А все, что после этого осталось от корпуса "Ташкента", смогли поднять лишь в 1944-м. Он был сильно поврежден, поэтому восстанавливать его не стали. Лидер разобрали на металл в Николаеве – городе, где он и встретил начало войны.
© Public domainЛидер эсминцев "Ташкент" после поднятия со дна новороссийской бухты
Лидер эсминцев Ташкент после поднятия со дна новороссийской бухты - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер эсминцев "Ташкент" после поднятия со дна новороссийской бухты
Но с гибелью "Ташкента" не закончилась история его экипажа. "Ташкентцы" продолжили бить врага уже на других судах, многие из них влились в ряды морской пехоты. Капитан лидера Ерошенко вплоть до Победы командовал крейсером "Красный Кавказ".
Подсчитано, что за все время своей службы "Ташкент" перевез почти 20 тысяч человек и более 2,5 тысяч тонн грузов, сопроводил без потерь 17 транспортов, провел сто боевых стрельб, вывел из строя один аэродром, уничтожил и повредил 13 самолетов противника, потопил торпедный катер и подавил шесть артиллерийских батарей. И это только то, что смогли точно зафиксировать.
© Public domainЛидер эсминцев "Ташкент"
Лидер эсминцев Ташкент - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Лидер эсминцев "Ташкент"
Поэтому имя знаменитого лидера эсминцев заслуженно высечено в граните на одной из плит мемориала героям второй обороны Севастополя на площади Нахимова.
© Sputnik / Роман ДенисовМемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 годов. Архитектор И.Е. Фиалко. Скульптор В.В. Яковлев. Площадь имени П.С. Нахимова.
Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 годов. Архитектор И.Е. Фиалко. Скульптор В.В. Яковлев. Площадь имени П.С. Нахимова. - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 годов. Архитектор И.Е. Фиалко. Скульптор В.В. Яковлев. Площадь имени П.С. Нахимова.
Кроме того, легендарный лидер эскадронных миноносцев был запечатлен на почтовой марке уже в современной России за 1996 год номиналом 1500 рублей.
© Public domainПочтовая марка с изображением лидера эскадронных миноносцев "Ташкент"
Почтовая марка с изображением лидера эскадронных миноносцев Ташкент - Sputnik Узбекистан, 1920, 09.05.2021
Почтовая марка с изображением лидера эскадронных миноносцев "Ташкент"
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский